Легендарная Свема ФОТО-65 и ФОТО-64: 30 лет спустя! Магнитофонная пленка свема


30 лет спустя! · Lomography

19 Share Tweet

По зиме еще попали в руки 8 катушек старой советской Свемы Фото-65 и Фото-64 тип 120. Ага, все сразу вспомнили с детства накрепко врезавшийся в память логотип, который завершал титры почти всех советских и не только советских фильмов.

Оно самое! СВЕМА – бывшее советское, кстати, стратегическое (!) предприятие, которое снабжало кинопленками всю отечественную киноиндустрию.В одной из предыдущих статей я уже освещала незабываемый опыт налаживания дружбы с «новыми» узкими свемовскими пленками. Но сейчас речь будет именно о старой, что ни на есть советской, легендарной Свеме.

Разница между пленками Свема Фото 64 и Фото 65 в том, что 65-я выпускалась до 1987г., с 1987г. был введен новый ГОСТ, который был приведен в соответствие с международными стандартами ASA/ISO.

Повертела в руках: зеленые коробочки, немного потрепанные за давностью лет, сроки проявки нанесены продавленными цифрами – с трудом, но читаются, ракорд из красной волокнистой бумаги – красным красное! Он то, этот красный ракорд, кстати, и сыграет на конечном результате свою главную роль. Об этом чуть ниже.

С одной стороны любопытная пленка, а с другой – как и на что снимать, как обработать? ведь просрочка проявки у некоторых катушек, шутка ли сказать, более 30 лет! Чувствительность пленки существенно упала за это время. А потом, неизвестно как «жила-была» пленка эти 30 лет, какие экстримы пришлись на ее долю. Кто-то из трепетных фотолюбителей хранит такие пленки до сих пор в холодильнике, а кто-то…

Ну да гадать тут бесполезно, лучше отснять и проверить.На тот момент среднеформатной камеры кроме Дианы не было. А ее светосил на такой материал не хватит. Как нельзя кстати пришелся подарок на 8 марта – Любитель 166В. Опять же, советская камера к советской пленке – самые подходящие условия для эксперимента!

Решила экспонировать на ISO 32 ту пленку, что «помоложе» (проявка до 1992), а самую выдержанную (проявка до 1981г.) на ISO 16. Для надежности на коробочках и ракорде сделала соответствующие пометки.

И вот 3 пленки есть! Встал неизбежный вопрос: Чем проявить? СТ-2 весь ушел на эксперимент с 135-й свемовской ФН -64. Под окном стоял разведенный состав микрофена 1:1, использованный на проявке 2 узких пленок. Чем богаты, тем и рады! Ну поехали: бачок, 5,5 мин. – проявка, стоп-ванна, фиксаж, промывка. Промывается, ставлю вторую. Пока возилась с 3-й, передержала. Не передержала, а ПЕРЕДЕРЖАЛА!

И вот он, долгожданный результат!

Уже при сушке было видно, что в целом по плотности пленки получились неплохо, только вот на одной из них по всему полю были четко заметны пятна. Только после сканирования поняла, что это волокно от прилипшего к пленке того самого бумажного ракорда. Этакий фильтр – специально не придумаешь.Пленка, передержанная в проявителе, оказалась чуть более контрастной, но результат был даже лучше, чем у тех, которые были в проявителе строго по времени.

Осталось еще несколько пленок. Так что продолжу поэкспериментировать летом!

written by vadary on 2012-05-24 #gear #review #photographer #lubitel-166b-svema-foto-65-vadary-2012-rybinsk

www.lomography.com

«Люби меня, Шостко!» - ОАО «АК „Свема“» (фото)

Многие из нас еще помнят и успели попользоваться советской продукцией "Свема". Именно благодаря этому производству в наших альбомах есть старые фото. Ведь фото-пленкой и фотобумагой "Свема" пользовались практически все фотолюбители в СССР. А почти все меломаны слушали качественные музыкальные записи именно на магнитофонной пленке "Свема". Да что там говорить, в финальных титрах почти все старых добрых советских фильмов так и написано: "Фильм снят на кинопленку шосткинского производства "Свема". Завод был даже включен в разряд стратегически важных, так как работал и на оборонку.

Производство "Смена", расположенное в Украине, постигла та же участь, что и наш Кренгольм. Полный развал и разруха. С той лишь разницей, что востребованность текстильной продукции до сих пор в мире есть, а вот продукцию "Свемы" выдавил с рынка научно-технический прогресс.

Благодаря блогу ru-abandoned, предлагаю совершить прогулку по заброшенному заводу.

Однажды, в не очень студеную зимнюю пору, мы ехали по дороге в Киев и решили заехать на Свему, завод если не дорогой сердцу каждого фотолюбителя старше 30 лет, то, определенно, знакомый.Магия фотопленки, зернистость, чувствительность и покража души - all that jazz- безусловный романтизм - меня это вдохновляло, хотя сразу было ясно, что, скорее всего, я увижу смерть и тлен.

Фактологическая справка про Свему - на  вики, на случай, если вдруг кто не знает, что за завод, а я дальше.

Мы хотели погулять немножко, часа 1-2-3, так как знали, что территория завода очень велика, а нас впереди ждали еще 300 километров дороги.С первых же шагов стало ясно, все мои ожидания подтвердились: разруха, ржа разъела буквы на крыше, стёкла выбиты и здесь, и тут, и тут.

И такая же разруха везде. Да ещё и день такой серый.

]

Конечно же, была дырка в бетонном заборе – можно на мотоцикле заехать. Мы надели белые и розовые шапки с помпонами для тепла и красоты и прошли легко и свободно.Ясное дело, что в советские времена, т.е. более 20 лет назад, на заводе был ололо-периметр. Но сейчас его останки выглядят как подпорки для виноградной лозы или для хмеля.

По всей территории множество следов, тропинки протоптаны, поэтому преодолевать сугробы нам не пришлось. Мы пошли вглубь территории.Прошли мимо вот такой вот фигни, на которую были сложены каски. Что это и для чего – я знать, не знаю и ведать, не ведаю. Пожаротушение?

Прошли мы и мимо будки с собакой. Собака лаяла на нас, не вылезая из будки, лишь высунув наружу морду небритого каторжника. Она так и не вылезла, даже когда мы прошли в метре от будки. Вероятно, из-за холода. По пути попадались не только забросы, но и недострои (хотя, кажется, это уже разобрали, а не недостроили).

На территории было очень тихо. Лёд под ботинками крошился очень громко, и звук разносился довольно далеко, думаю, вот сейчас кто-нибудь из обитателей появится и задаст сакраментальный вопрос: «Таки что вы тут делаете?».Вот какие-то вытяжки средней могучести из цеха.

Лезть в холодные цеха не очень-то хотелось, а впереди, за бетонным забором, мы увидели здание, явно административное, и пошли к нему.Забор с остатками ололо-периметра мы преодолели, пройдя по дороге для машин, и подошли к зданию.

И немедленно залезли в окно.

Оказались в методическом центре по внедрению передового опыта ШПО «Свема». И пошли аттестовываться.

На первом этаже располагается холл, с лозунгами про Свему, про спрос, предложение и рынок, несколько комнат и актовый зал.

Под ногами, как обычно, валяется разнообразный хлам, вернее, каталог продукции россыпью, моя любимая радиолампа и даже фотография производства.

Темпы, качество и бережливость – вот главные лозунги дня, по мнению М.Горбачёва. – Трудно не согласиться, но штатива нет, руки кривые и становится всё холоднее.

Смотреть на первом этаже уже и нечего. В здании 2 лестницы. Глядя на эту, понимаешь, что ядерная война уже была. Давно. Лет сто назад.

Под ногами – богатства. Фильмы в коробках. Ручонки зачесались: А вдруг там чего-нибудь ну такое, такое интересное?! А может,взять? Найду аппарат, приглашу киномеханика с внешностью Тома Хальса, и сяду смотреть кино? А?

Здравый смысл возобладал и сокровище осталось лежать, где лежало, но из любопытства было просмотрено слегка на просвет.А дальше была комната, из которой крутили фильмы, проецировали их в актовый зал. И тут я увидела то, чего никогда не видела – широкоформатную киноленту. Ну, я, конечно догадывалась, что такая существует, но воочию – жаме!

На пленочке виден очаровательный автобусик: синий с белым и с красной крышей.

Также в комнате есть такой шкаф. Милый шкафчик. Но я не знаю, для чего. Как будто-бы для пластинок, но… Тут же кино… а не пластинки.

Следующий этаж получился весь из себяскучнявый и везде, везде лежит иней.

Хотя нет. Ну скучнявый, но не ужас-ужас. Снова фотографии производства и еще одна загадка: книжка про «Винты невыпадющие» (а на днях видела двухтомник под названием «Бруски»).

Вот чем занимались барышни, которые работали когда-то в этом здании – они вязали, клубочки мимими!

Елочные игрушки – кто-ж знал, что нужно было их забрать для гостеприимного хозяина в Киеве, к которому мы ехали!

Ещё один символ полного п****ца – увядший кактус.Ну, а теперь на крышу! Посмотрите вниз, посмотрите налево, посмотрите направо и оцените масштабы ущерба.

Всё умерло и украдено много лет назад, дома скалят выбитые окна как зубы. Ещё и иней везде лежит. Депресивно и очень холодно. Поэтому, по моей просьбе, дальнейшую прогулку мы свернули и сошлись на том, что здесь веселей гулять летом, с шашлыками и напитками по вкусу. После чего сели в машину и вскоре оказались в месте, где была жизнь и её даже было много и она была даже 1 января в 6 утра.

«Вот, что я люблю!» тм

P.S. Причина, по которой тексту дан такой заголовок (Люби меня, Шостко!) - плакат во всю стену дома, на въезде в Шостку. Своей фотографии плаката у меня нет, поэтому я привожу цитату  фотографии lana_sator

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Магнитофонная лента. Катушки. Какими они запомнились…

В раннем детстве, совсем раннем, мне часто снился один и тот же сон. Дело во сне почему-то постоянно происходило зимой. Встав чуть свет, я отправлялся на задний двор кинотеатра «Металлург». Дворик кинотеатра славился тем, что маленькими детьми мы устраивали там тайники – закапывали клады, в основном состоящие из нескольких монет, цветных стеклышек и прочей ерунды. Все это заворачивалось в фольгу от конфеты, пряталось в ямку, сверху присыпалось землей и поверх - высаживался куст травы. Но магнитофон, в особенности катушечный, за пучок травы не спрячешь. Видимо, от того и снился «зимний» сон. И вот во сне я пробираюсь на тот самый задний дворик, руками разгребаю снег и натыкаюсь на спрятанный магнитофон «Комета-202». А чуть правей – на стопку катушек с магнитофонной лентой. Надрываясь (я ведь совсем ребенок) тащу это хозяйство домой, оставляю в комнате, а сам ложусь в кровать досыпат
ь.Но вот вскоре я просыпаюсь, на этот раз уже по-настоящему, обвожу взглядом комнату в поисках трофеев, а магнитофона то… не-е-е-е-е-ет!!! Настроение испорчено на целый день.Лечение от стресса было одно – запись песен «на нитки». У мамы бралась катушка ниток и еще одна катушка, на которой нитки закончились. С полной катушки на пустую не спеша перематывались нитки, вместо динамика использовалась собственная голова, которая распевала песни из репертуара Софии Ротару (Пугачевой тогда еще не было), Валерия Ободзинского и Олега Анофриева. И все довольны: я – потому что отчасти забывался сон, мать – потому что сижу и никого не достаю. Хоть и пою. Эх, нищенское советское детство, сейчас даже смешно это вспоминать.

На магнитофонной ленте не прочесть слова песен!

Прикипел душой и сердцем к катушечным магнитофонам я очень рано. Благо у тетки был магнитофон «Комета-202». Видимо, здесь кроются истоки того самого сна. В выходные дни меня отводили к тетке и на двое суток оставляли в маленькой комнате один на один с магнитофоном. Катушек с записями было много, штук тридцать, вот я их и слушал целыми днями, прерываясь только на обед. Слушалось все, от записанной с телевизора советской эстрады, до американских рок-н-роллов и супер-новинки – рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».В пять лет я сделал свою первую запись на магнитофон. Взял катушку с Высоцким, посчитав, что с его творчеством я ознакомился достаточно, и с телевизора записал на нее поверх Высоцкого звуковую дорожку мультфильма «В стране невыученных уроков», отчего и получил нагоняй от дяди.Тогда же я занялся изучением магнитофонной ленты и с удивлением обнаружил, что на ленте отсутствуют слова песен, которые записаны на этой ленте. Вместо этого там нарисованы какие-то цифры и бессмысленные надписи, вроде: «Тип-6». Проявив настойчивость, я еще до школы все узнал про электроны, которые намагничиваются записывающей головкой и размагничиваются стирающей.

Пустая катушка – это тоже круто!

Почему я так подробно остановился на «детском периоде»? Дело в том, что катушка магнитофонной ленты – это было чем-то больше, чем просто носитель информации. Это был своего рода стиль. Несколько лет назад я отсканировал множество коробок из под катушек магнитофонной ленты и сканы выложил в Интернет. В короткое время эти сканы расползлись по всему Рунету. Почему? Ответ прост: в катушках есть стиль, и их приятно брать в руки, в них солидность. Это не какие-нибудь там, не к ночи будет сказано, кассеты.Пустые катушки выпускались разными производителями и даже в рамках одного производителя зачастую выглядели по-разному. Многие мои знакомые коллекционировали пустые катушки. Эти катушки отличались формой прорезей, окошек, могли быть цветными, причем, прозрачными и непрозрачными. На ребрах старых катушек часто проставлялись деления (10, 15, 20), которые приблизительно говорили о времени записи на отмотанной пленке. Пустая катушка стоила недешево – 85 копеек под длину пленки 525 метров.Одно время была у нас мода, мы покупали катушки от 8-миллиметровых кинопроекторов. Они были чуть шире, но по диаметру идеально подходили. Зато как смотрелась такая катушка на магнитофоне!

Катушка как член – чем больше, тем лучше!

Обладатель катушечного магнитофона очень быстро начинает понимать, для чего сделаны три скорости записи и воспроизведения. Скорость 4,76 см/сек сгодится разве что для записи юмористических передач, скорость 9,53 – для записи с телевизора и радиотрансляционной сети (помните передачу «Запишите на ваши магнитофоны»?), ну а качественная запись все же без вариантов делается на скорости 19,05. И, конечно, сразу же встает вопрос размера катушек! Размер имеет значение! Чтобы записать 45-минутный винил на скорости 19,05 на одну сторону катушки, никак не обойтись без пленки размером 525 метров.А что делать, если в магнитофоне нет скорости 19, 05 см/сек? Все решаемо! Вытачиваем насадку на двигатель, и вот уже у нас нужная скорость. Правда, надо бы еще отстроить и коррекцию, но до этого руки доходили не у всех. И поэтому если на старой скорости магнитофон звучал глуховато, то на новой с высокими частотами был явный перебор.Впрочем, катушка 525 метров – это не только возможность получить высокое качество звука, это еще и статус! Да что там говорить, чем больше катушка с магнитофонной лентой, тем приятнее ее держать в руках.Но… не на все магнитофоны налазила катушка 525 метров. И как только не изгалялись! Чаще всего снимали с магнитофона переднюю панель. Теперь большая катушка входила, но только одна. Что делали? Ставили катушку с пленкой размером 525 метров, а пустую катушку под размер 375 метров. Не сходится? Советская голь на выдумки хитра! 525 метров пленки наматывалось на пустую катушку размером под 375 метров. Естественно, пленка выходила за пределы катушки. Но тут хитрость – пока катушка вращается, то пленка не падает. И еще 15 минут после не падает, так как от вращения намагнитилась. Этого времени вполне хватало, чтобы аккуратно перевернуть катушки и включить воспроизведение другой стороны. Я лично проделывал этот фокус несчетное количество раз.

Тасма, Свема, Славич… кажется это все

Сказать, какого производства магнитофонная лента была лучше или хуже, однозначно нельзя. Традиционно больше всего ценился Славич. Затем шла Свема. Пленки этого завода часто сыпались, пачкали лентопротяжный механизм магнитофона. Этим «славилась» вся советская магнитофонная лента, но Свема в особенности. Худшей считалась Тасма – много брака и часто скрипела, причем скрип передавался и непосредственно на запись и воспроизведение.Но, повторюсь, не все так просто. Дело в том, что качество в совке было понятием нестабильным, и пленка одного типа и одного производителя от случая к случаю могла оказаться как хорошего качества, так и отвратительного.Та же Тасма как-то почти год радовала нас отличной пленкой, причем качество еще усиливалось и красотой – пленка была не традиционно рыжей, а почти черной. Поговаривали, что Тасма закупила в Японии оригинальный состав оксида железа. Потому и пленка была отличной. А мне было стыдно за страну. Оксид железа – это, по сути, ржавчина. Но даже хорошую ржавчину мы не умели делать.

И наконец, школьная лента

Да, была и такая. Правда, отучившись в школе наравне со всеми, я ни разу не видел в школе магнитофона. По слухам, магнитофоны использовались в школах с углубленным изучением иностранных языков. Но таких школ и было-то немного, а попасть в них было еще сложнее.По сути же, «школьная лента» - это магнитофонная лента еще более низкого качества, пригодная только для записи речи. В памятке к катушке говорилось, что в «школьной ленте» допускаются склейки не чаще чем одна склейка на 15 метров пленки. Поясню, это не вам допускается так склеивать, а склейки допускаются в абсолютно новой пленке. То есть вот вы пришли в магазин, купили «школьную ленты», а она уже в магазине продается со склейками.Справедливости ради отмечу, что склейки были качественные, я их замечал только на двух катушках где-то из сотни. Впрочем, внимательно все пленки и не просматривал никогда. Зато у этих пленок был полный набор другого брака – неровно нанесенный магнитный слой, неточная ширина пленки. Впрочем, еще раз скажу, качество – вещь в СССР нестабильная, как повезет. Поэтому и «школьная лента» попадалась разная. Мне попадался брак не чаще, чем среди обычной ленты.Зато катушка «школьной ленты» 525 метров стоила всего 4 рубля! Обычная лента 525 метров стоила в районе семи рублей, правда потом немножко изменился тип ленты, и ее стоимость подскочила до 12 рублей. Поэтому и предпочитали покупать «школьную ленту».Впрочем, скоро и магнитофонная лента стала дефицитом, и покупали то, что повезет увидеть.

Виктор Золотухин

www.blatata.com

Тип 6 - Рожденные в СССР

Для любителей катушечных магнитофонов этот пост.

— Доктор, в последнее время меня сильно, просто маниакально беспокоит состояние российской экономики!— Hy что вы, голубчик. Hет никакой российской экономики, не сyществyет её просто, это всё миф, выдумки, бред! Вы, наверное, водочкой балуетесь?!

Техническая часть поста. Лирическое начало здесь.

Увидел  репортаж с руин завода Свема. А у меня пост завалялся про этот завод и плёнки моего детства…

Сначала о заводе. Свема и Славич – за этими именами мы гонялись по магазинам. Однажды купил пять бобин в магазине Охотник и Рыболов в пригороде, был счастлив.

 И вот залезаю на сайт теперь украинского завода Свема. И вижу…

СВЕМА Читаем самое начало сайта.

крупнейшее предприятие бывшего СССР, специализирующееся на выпуске всех видов любительских и профессиональных кинофотоматериалов, как чёрно–белых, так и цветных (негативные, позитивные, контратипные, которые используются на телевидении, звуковые, фотопленки чертежные и технические, фотобумага специального назначения, рентгенплёнки медицинские и технические, рентгенплёнки для регистрации космических излучений, пленки для оборонной промышленности и космических исследований).Изготавливались магнитные ленты для любительской звукозаписи, радиовещания, вычислительной техники, телевидения.Продукция экспортировалась в 33 страны мира.

33 странных страны нуждались в отвратительной продукции совка! Ну, они тупые! Надо было в Америке или Израиле всё покупать, зуб даю.

- На "Свеме" в свое время работало 13 тыс. человек, и каждое утро по городу проходила целая демонстрация - свемовцы шли на работу. А в праздничные дни, во время традиционного парада, торжественное шествие "Свемы" вдоль трибуны, на которой находилось руководство города, продолжалось более часа, - рассказывает Владимир Чумак, который возглавлял СКТБ и был секретарем парткома "Свемы".

Колонна шла час… Не депутатов Госдумы, они и три часа  запросто заполнят всю Красную площадь. Шли труженики.

Здание комплекса технических пленок (аэрофотопленок) цех №81 ПО "Свема".

Единственный кадр цеха по изготовлению магнитофонной плёнки

Проходная завода из времён советских. Где проходили 13000 человек, тринадцать тысяч!

****

В детстве мне снился часто один и тот же сон. И вот во сне я пробираюсь на задний дворик, руками разгребаю снег и натыкаюсь на стопку катушек с магнитофонной лентой. Чистых! Надрываясь (я ведь совсем ребенок) тащу это хозяйство домой, оставляю в комнате, а сам ложусь в кровать досыпать…

А какой кайф ловился от процесса записи??!!!! Взять ленту с каким-либо новым альбомом у друга, у него же на вечер одолжить его маг (после долгих уговоров и просьб) на 1,5 часа, обежать все окрестные магазины в поисках "Свемы" или "Славича". И вот новая запечатанная плёночка в руках - аккуратно её достаёшь из коробки, аккуратно разрезаешь целлофан ( А ЗАПАХ ПЛЁНКИ ДУРМАНИТ!!!!!!!!!!) , втыкаешь шнур, протираешь спиртом головки и начинается таинство перезаписи. Если записываешь только одну сторону, то пока не найдёшь что записать на вторую, слушаешь эту плёнку редко ( а вдруг зажуешь плёнку?). Процесс!

Немного о самой плёнке, что я застал. Первые мои плёнки были огромные бобины немецкого производства с записями Аркаши Северного, Петра Лещенко и других.Весьма обширным был пласт так называемых "одесских" песен (пишу "так называемых", ибо их сочиняли и пели от Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую "фактуру" ("Ужасно шумно в доме Шнеерзона").

Это я слушал ещё в детской кроватке. Мой отец САМ сделал в 50-х годах тяжелейший магнитофон килограммов в 60. Не собрал из заводских деталей, СДЕЛАЛ сам. Куплены были только стандартные электродвигателя. Их было три. Платы он сам фрезеровал, детали сам точил на токарном станке. Обклеивал кожей и фетром, делал деревянный корпус… Не из ДСП!!! Я плакал, когда выбрасывал его в 80-х годах: жена запилила… Но моторчики от него лежат в тумбе, запрятанные далеко!!!… Это душа… папы?

Несколько слов стоит сказать о самом этом легендарном отечественном "магнитном носителе". Начал я жить, когда в магазинах продавали Тип 2.

Выпуск ленты Тип-2 начался еще в 1955 году. Ее рабочий магнитный слой представлял собой порошок феррита кобальта с кубическими кристаллами. Но для того, чтобы качество записи на ней было более-менее приемлемым необходимо было использовать скорость 19,05 см/сек, что приводило к тому, что время звучания одной стороны катушки среднего размера составляла всего 15 минут. Но у меня на магнитофоне "Астра-2" не было скорости 19,05 см/сек, поэтому приходилось использовать скорость 9,5 см/сек. И хотя время звучания при этом увеличивалось вдвое, но качество записи соответственно почти вдвое ухудшалось. Кроме того, пленка Тип-2 часто ломалась и обрывалась, а ее магнитное покрытие осыпалось на изгибах, словно штукатурка со старых стен.

Ну, а запись, сделанная на ней, звучала примерно так же, как звучит сейчас музыка, включенная на полную громкость у соседей, живущих этажом выше, т.е. понятно, что за вещь играет, но кто ее исполняет - мужчина или женщина можно было разобрать с большим трудом.

Хорошо, что появилась более качественная магнитофонная пленка Тип-6, на основе триацетатцеллюлозы. Это позволило значительно повысить качество записи и снизить ее скорость до 9,53 см/сек.

Вот она, моя шестёрочка:

Посмотрите обратную сторону:

Обратите внимание на цену. Небольшая бобина, а стоит...

Нечастый завод в ленинградских магазинах.

И обратная сторона катушки

Там записан великий альбом, великая музыка.jim groce

Jim Croce со своим другом Мори сделал такую музыку, что никакие другие два человека не могли бы сделать, с отличными акустическими гитарами, они оставили нам богатство музыкального золота! 20 сентября 1973 действительно тот день, когда умерла музыка. Почему этот человек должен умереть в этой авиакатастрофе ?Это посмертный альбом, сборник за всю жизнь... Вещь.

Царицей наших душ была гэдээровская плёнка

Сначала чистой её было не купить, покупали вот такую прелесть

И вот она, наша мечта. Чистенькая... пахла изумительно...

Катушка как член – чем больше, тем лучше!

Обладатель катушечного магнитофона очень быстро начинает понимать, для чего сделаны три скорости записи и воспроизведения. Скорость 4,76 см/сек сгодится разве что для записи юмористических передач, скорость 9,53 – для записи с телевизора и радиотрансляционной сети (помните передачу «Запишите на ваш магнитофон»? я ночевал рядом с розеткой трансляционной сети, записывая передачу), ну а качественная запись все же без вариантов делается на скорости 19,05. И, конечно, сразу же встает вопрос размера катушек! И денег! Размер имеет значение! Чтобы записать 45-минутный винил на скорости 19,05 на одну сторону катушки, никак не обойтись без пленки размером 525 метров.

Сказать, какого производства магнитофонная лента была лучше или хуже, однозначно нельзя. Традиционно больше всего ценился Славич. Затем шла Свема. Или наоборот. Пленки этого завода часто сыпались, пачкали лентопротяжный механизм магнитофона. Этим «славилась» вся советская магнитофонная лента, но Свема в особенности. Худшей считалась Тасма – много брака и часто скрипела, причем скрип передавался и непосредственно на запись и воспроизведение.

Но, повторюсь, не все так просто. Дело в том, что качество в совке было понятием нестабильным, и пленка одного типа и одного производителя от случая к случаю могла оказаться как хорошего качества, так и отвратительного.Та же Тасма как-то почти год радовала нас отличной пленкой, причем качество еще усиливалось и красотой – пленка была не традиционно рыжей, а почти черной. Поговаривали, что Тасма закупила в Японии оригинальный состав оксида железа. Потому и пленка была отличной. А мне было стыдно за страну. Оксид железа – это, по сути, ржавчина. Но даже хорошую ржавчину мы не умели делать.

И в заключение - мой последний катушечный магнитофон.

Жив, играет…

А сны мне до сих пор такие снятся - будто нахожу я катушки на улице, разные, красивые... Просыпаюсь - а их нет!..

В детстве не нужно было мне ни машинок, ни кубиков... Заветный пакет с катушками на шкафу - вот был предел мечтаний! А они там ещё без коробок лежат так, что только торцы с ракордами и без видно - ух как заманчиво! :)Вот 50 лет прошло…

Пусть мне только бобины теперь снятся… А?

Первая часть поста, лирическая

nashe-detstvo.livejournal.com

Тип 6 - Жизнь Замечательной TROITSA1

В.С.Высоцкий

Сон мне снится - вот те на: гроб среди квартиры,На мои похорона съехались вампиры,Стали речи говорить - все про долголетие вКровь сосать решили погодить: вкусное - на третье...

В детстве мне снился часто один и тот же сон. И вот во сне я пробираюсь на задний дворик, руками разгребаю снег и натыкаюсь на стопку катушек с магнитофонной лентой. Чистых! Надрываясь (я ведь совсем ребенок) тащу это хозяйство домой, оставляю в комнате, а сам ложусь в кровать досыпать…

А теперь…Сон мне снится - вот те на: гроб среди квартиры,На мои похорона съехались вампиры,

Когда написал пост о своей великой Квадро-мечте, понял – а никто даже не помнит и не знает про мою приземлённую детскую мечту – стопку чистых катушек.

Более того, я потратил целый вечер в поисках инфы о плёнках в СССР. Таки крайне мало инфы. Про кассеты есть. Даже посетив сайт величайшего завода в СССР по производству магнитофонной плёнки, удивлённо увидел только одну фразу и одну фотку! Они гордо выпускали кино и фото плёнку. О чём весь их сайт. Что ж, заменю их и Википедию. Читайте, кому интересна жизнь в СССР.

Начинаю сеанс технической ностальгии… Разобью на 2 поста.

А какой кайф ловился от процесса записи??!!!! Взять ленту с каким-либо новым альбомом у друга, у него же на вечер одолжить его маг (после долгих уговоров и просьб) на 1,5 часа, обежать все окрестные магазины в поисках "Свемы" или "Славича". И вот новая запечатанная плёночка в руках - аккуратно её достаёшь из коробки, аккуратно разрезаешь целлофан ( А ЗАПАХ ПЛЁНКИ ДУРМАНИТ!!!!!!!!!!) , втыкаешь шнур, протираешь спиртом головки и начинается таинство перезаписи. Если записываешь только одну сторону, то пока не найдёшь что записать на вторую, слушаешь эту плёнку редко ( а вдруг зажуешь плёнку?). Процесс!

Немного о самой плёнке, что я застал. Первые мои плёнки были огромные бобины немецкого производства с записями Аркаши Северного и Петра Лещенко и других.Весьма обширным был пласт так называемых "одесских" песен (пишу "так называемых", ибо их сочиняли и пели от Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую "фактуру" ("Ужасно шумно в доме Шнеерзона").

Это я слушал ещё в детской кроватке. Мой отец САМ сделал в 50-х годах тяжелейший магнитофон килограммов в 60. Не собрал из заводских деталей, СДЕЛАЛ сам. Куплены были только стандартные электродвигателя. Их было три. Платы он сам фрезеровал, детали сам точил на токарном станке. Обклеивал кожей и фетром, делал деревянный корпус… Не из ДСП!!! Я плакал, когда выбрасывал его в 80-х годах: жена запилила… Но моторчики от него лежат в тумбе, запрятанные далеко!!!… Это душа… папы?

Несколько слов стоит сказать о самом этом легендарном отечественном "магнитном носителе". Начал я жить, когда в магазинах продавали Тип 2.

Выпуск ленты Тип-2 начался еще в 1955 году. Ее рабочий магнитный слой представлял собой порошок феррита кобальта с кубическими кристаллами. Но для того, чтобы качество записи на ней было более-менее приемлемым необходимо было использовать скорость 19,05 см/сек, что приводило к тому, что время звучания одной стороны катушки среднего размера составляла всего 15 минут. Но у меня на магнитофоне "Астра-2" не было скорости 19,05 см/сек, поэтому приходилось использовать скорость 9,5 см/сек. И хотя время звучания при этом увеличивалось вдвое, но качество записи соответственно почти вдвое ухудшалось. Кроме того, пленка Тип-2 часто ломалась и обрывалась, а ее магнитное покрытие осыпалось на изгибах, словно штукатурка со старых стен.

Ну, а запись, сделанная на ней, звучала примерно так же, как звучит сейчас музыка, включенная на полную громкость у соседей, живущих этажом выше, т.е. понятно, что за вещь играет, но кто ее исполняет - мужчина или женщина можно было разобрать с большим трудом.

Хорошо, что появилась более качественная магнитофонная пленка Тип-6, на основе триацетатцеллюлозы. Это позволило значительно повысить качество записи и снизить ее скорость до 9,53 см/сек.

А в начале 70-х годов в продаже появилась уже и очень качественная отечественная пленка Тип-10, выпускаемая на лавсановой основе, что позволило, помимо уменьшения ее толщины, практически полностью исключить обрывы магнитной ленты и существенно повысить ее чувствительность.

Эта лента была заслуженно названа "долгоиграющей" - уменьшение ее толщины с 55 мкм до 37 мкм и возможность использования на скорости до 4,76 см/сек, почти в четыре раза увеличили общее время ее звучания.

Ну, а с появлением и широким распространением в нашей стране стереофонической аппаратуры и разделением записи на каналы для слушателей открылись просто ранее недоступные звуки. Оказалось, что в этой уже 100 раз слушанной песне звучат колокольчики, а в той - на заднем плане слышен женский бэк-вокал. Это была уже какая-то другая музыка, а не та к которой мы успели привыкнуть. Поэтому пришлось все переписывать заново и привыкать к уже новому звучанию или, правильнее сказать к новому "саунду", любимых групп и исполнителей.

Катушка как член – чем больше, тем лучше!

Обладатель катушечного магнитофона очень быстро начинает понимать, для чего сделаны три скорости записи и воспроизведения. Скорость 4,76 см/сек сгодится разве что для записи юмористических передач, скорость 9,53 – для записи с телевизора и радиотрансляционной сети (помните передачу «Запишите на ваш магнитофон»? я ночевал рядом с розеткой трансляционной сети, записывая передачу), ну а качественная запись все же без вариантов делается на скорости 19,05. И, конечно, сразу же встает вопрос размера катушек! И денег! Размер имеет значение! Чтобы записать 45-минутный винил на скорости 19,05 на одну сторону катушки, никак не обойтись без пленки размером 525 метров.

Сказать, какого производства магнитофонная лента была лучше или хуже, однозначно нельзя. Традиционно больше всего ценился Славич. Затем шла Свема. Или наоборот. Пленки этого завода часто сыпались, пачкали лентопротяжный механизм магнитофона. Этим «славилась» вся советская магнитофонная лента, но Свема в особенности. Худшей считалась Тасма – много брака и часто скрипела, причем скрип передавался и непосредственно на запись и воспроизведение.

Но, повторюсь, не все так просто. Дело в том, что качество в совке было понятием нестабильным, и пленка одного типа и одного производителя от случая к случаю могла оказаться как хорошего качества, так и отвратительного.Та же Тасма как-то почти год радовала нас отличной пленкой, причем качество еще усиливалось и красотой – пленка была не традиционно рыжей, а почти черной. Поговаривали, что Тасма закупила в Японии оригинальный состав оксида железа. Потому и пленка была отличной. А мне было стыдно за страну. Оксид железа – это, по сути, ржавчина. Но даже хорошую ржавчину мы не умели делать.

***Пошерстил ещё интернет. Оказывается, не один я такой! :)

А сны мне до сих пор такие снятся - будто нахожу я катушки на улице, разные, красивые... Просыпаюсь - а их нет!..

В детстве не нужно было мне ни машинок, ни кубиков... Заветный пакет с катушками на шкафу - вот был предел мечтаний! А они там ещё без коробок лежат так, что только торцы с ракордами и без видно - ух как заманчиво! :)Вот 50 лет прошло… Пусть мне теперь только бобины мне снятся… А?

troitsa1.livejournal.com

Свема - это... Что такое Свема?

ОАО «АК „Свема“» (Светочувствительные материалы) (бывшее ПО «Свема») — украинское (в прошлом советское) предприятие по производству кино- и фотоплёнки, а также фотобумаги. Было основано в 1931 году в г. Шостка, Сумская область, Украина, и было включено в перечень стратегических объектов СССР.

После распада СССР перешло в собственность правительства Украины. В настоящее время 91,6 % акций «Свемы» принадлежит украинскому государству, 8,4 % — физическим и юридическим лицам.

На предприятии выпускали кино- и фотоплёнку, фотобумагу, а также рентгеновскую плёнку и магнитную ленту для видео- и аудиокассет. После распада СССР производство светочувствительных материалов постепенно сокращалось вплоть до полного прекращения.

Ассортимент выпускавшейся продукции

На предприятии выпускались:

  • Фотоплёнка ФОТО-65; ФОТО-125; ФОТО-250 (1985 год)

  • Чёрно-белые фотоплёнки ФОТО-65 и ФОТО-64, цветная фотоплёнка ДС-4

  • Фотоплёнка ФОТО-100 (2009 год)

  • Фотоплёнка ФН-64 (2009 год)

  • Фотоплёнка ФОТО-100 (2012 год, ЛТД Аструм)

До 1987 года

Название Назначение Светочувствительность по старому ГОСТу Светочувствительность °DIN Светочувствительность ASA
ФОТО-32 чёрно-белая негативная 32 17 40
ФОТО-65 чёрно-белая негативная 65 20 80
ФОТО-130 чёрно-белая негативная 130 23 160
ФОТО-250 чёрно-белая негативная 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания 26 — для дневного света27 — для ламп накаливания 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания
А-2Ш чёрно-белая негативная 350 27 400
ОЧ-45 чёрно-белая обращаемая 45 18 50
ОЧ-90 чёрно-белая обращаемая 90 21 100
ОЧ-180 чёрно-белая обращаемая 180 24 200
ОЧТ-45 чёрно-белая обращаемая для ТВ 45 18 50
ОЧТ-180 чёрно-белая обращаемая для ТВ 180 24 200
ОЧТ-В чёрно-белая обращаемая для ТВ 350 28 400
ОЧТ-Н[1] чёрно-белая обращаемаядля копирования обращаемых киноплёнок 3
МЗ-3 чёрно-белая позитивная 45 18 50
«Микрат-200» чёрно-белая для микрофильмирования 2 4 2
«Микрат-300» чёрно-белая для микрофильмирования 2,5 5 2,5
«Микрат-900» чёрно-белая для микрофильмирования 0,2
ДС-4 цветная негативная, «дневная» 45 18 50
ДС-5М цветная негативная, «дневная» 32 17 40
ЦНД-32 цветная негативная, «дневная» 32 17 40
ЦНЛ-65 цветная негативная, для ламп накаливания 65 20 80
ЦО-5 цветная обращаемаядля копирования обращаемых киноплёнок 0,4
ЦО-22Д цветная обращаемая, «дневная» 22 15 25
ЦО-32Д цветная обращаемая, «дневная» 32 17 40
ЦО-65Д цветная обращаемая, «дневная» 65 20 80
ЦО-Т-22Д цветная обращаемая для ТВ 22 15 25
ЦО-Т-90Л цветная обращаемая, для ламп накаливания 90 21 100
ЦО-Т-180Л цветная обращаемая, для ламп накаливания 180 24 200
ЦП-8Р цветная позитивная 0,15
ЦП-10 цветная позитивная,с «перемещёнными слоями» 0,3
ЦП-11 цветная позитивная,с «перемещёнными слоями» 1 1 1
КП-6 цветная контратипная 0,2
КПМ цветная контратипная 0,2

1987—1990 годы

С 1987 года вступил в силу новый ГОСТ 10691-84, фактически повторяющий стандарты ASA/ISO.

Название Назначение Светочувствительность по новому ГОСТу Светочувствительность °DIN Светочувствительность ASA/ISO
ФОТО-32 чёрно-белая негативная 32 16 32
ФОТО-64 чёрно-белая негативная 64 19 64
ФОТО-125 чёрно-белая негативная 125 22 125
ФОТО-250 чёрно-белая негативная 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания 25 — для дневного света26 — для ламп накаливания 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания
ОЧ-50 чёрно-белая обращаемая 50 18 50
ОЧ-100 чёрно-белая обращаемая 100 21 100
ОЧ-200 чёрно-белая обращаемая 200 24 200
ДС-4 цветная негативная 50 18 50
ЦНД-32 цветная негативная 32 16 32
ЦО-50Д цветная обращаемая 50 18 50
Репортёр чёрно-белая негативная 200 24 200

После 1990 года

В 1990-х годах, после принятия международного стандарта ISO, предприятие освоило выпуск фотоматериалов с новыми значениеми светочувствительности.

Название Назначение Светочувствительность ГОСТ/ASA/ISO Светочувствительность °DIN
ФОТО-50 чёрно-белая негативная 50 18
ФОТО-100 чёрно-белая негативная 100 21
ФОТО-200 чёрно-белая негативная 200 24
ФОТО-400 чёрно-белая негативная 400 27
Конструкторское бюро (комплекс производства аэрофотоплёнки, цех № 81), 2001 г.

На магнитной ленте «Свемы» были записаны большинство аудиокассет известных советских и российских эстрадных певцов, а на киноплёнке снято подавляющее большинство советских кинофильмов.

В 2004 году предприятие было санировано. В ноябре 2007 года по инициативе шосткинской городской администрации было решено разработать бизнес-план инвестиционного проекта "Индустриальный парк «Свема». Согласно этому плану предлагаются к использованию инженерно-подготовленные земельные участки и расположенные на них производственные, складские и административные помещения бывшего ПО «Свема». Целью проекта является привлечение инвесторов путём выдачи земельного участка с развитой инфраструктурой с дальнейшим выкупом или сдачей в аренду земли и зданий. На разработку проекта планируется потратить $800 млн.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Свема Википедия

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2007 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Производственное объединение «Свема», ОАО «АК „Свема“» (Светочувствительные материалы) (бывшее ПО «Свема») — советское и украинское предприятие по производству фотоматериалов. Основано в 1931 году в городе Шостке (Сумская область) и было включено в перечень стратегических объектов СССР.

Торговая марка «Свема» появилась в 1965 году, до её регистрации предприятие называлось фабрика № 3, химический завод № 3 и Шосткинский химический комбинат. После распада СССР перешло в собственность правительства Украины. В настоящее время 91,6 % акций «Свемы» принадлежит украинскому государству, 8,4 % — физическим и юридическим лицам.

На предприятии выпускали кино- и фотоплёнку, фотобумагу, а также рентгеновскую плёнку и магнитную ленту для видео- и звукозаписи. В постсоветский период производство постепенно сокращалось вплоть до полного прекращения.

Ассортимент выпускавшейся продукции

На предприятии выпускались:

  • Магнитная лента «Тип-2», 1950-е - начало 1960-х гг., торговой марки «Свема» еще не существует

  • Ракордная лента, 1970-е гг.

  • Магнитная лента конца 1970-х гг.

  • Фотоплёнка ФОТО-65; ФОТО-125; ФОТО-250 (1985 год)

  • Чёрно-белые фотоплёнки ФОТО-250, -130, -65, -64, -32, цветная негативная фотоплёнка ДС-4, цветная обращаемая фотоплёнка ЦО-90Л

  • Фотоплёнка ФОТО-64

  • Фотоплёнка ФОТО-100 (2009 год)

  • Фотоплёнка ФН-64 (2009 год)

  • Фотоплёнка ФОТО-100 (2012 год, ЛТД Аструм)

До 1987 года

Название Назначение Светочувствительность по старому ГОСТу Светочувствительность °DIN Светочувствительность ASA
ФОТО-32 чёрно-белая негативная 32 17 40
ФОТО-65 чёрно-белая негативная 65 20 80
ФОТО-130 чёрно-белая негативная 130 23 160
ФОТО-250 чёрно-белая негативная 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания 26 — для дневного света27 — для ламп накаливания 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания
А-2Ш чёрно-белая негативная 350 27 400
ОЧ-45 чёрно-белая обращаемая 45 18 50
ОЧ-90 чёрно-белая обращаемая 90 21 100
ОЧ-180 чёрно-белая обращаемая 180 24 200
ОЧТ-45 чёрно-белая обращаемая для ТВ 45 18 50
ОЧТ-180 чёрно-белая обращаемая для ТВ 180 24 200
ОЧТ-В чёрно-белая обращаемая для ТВ 350 28 400
ОЧТ-Н[1] чёрно-белая обращаемая для копирования обращаемых киноплёнок 3
МЗ-3 чёрно-белая позитивная 45 18 50
«Микрат-200» чёрно-белая для микрофильмирования 2 4 2
«Микрат-300» чёрно-белая для микрофильмирования 2,5 5 2,5
«Микрат-900» чёрно-белая для микрофильмирования 0,2
ДС-4 цветная негативная, «дневная» 45 18 50
ДС-5М цветная негативная, «дневная» 32 17 40
ЦНД-32 цветная негативная, «дневная» 32 17 40
ЦНЛ-65 цветная негативная, для ламп накаливания 65 20 80
ЦО-5 цветная обращаемая для копирования обращаемых киноплёнок 0,4
ЦО-22Д цветная обращаемая, «дневная» 22 15 25
ЦО-32Д цветная обращаемая, «дневная» 32 17 40
ЦО-65Д цветная обращаемая, «дневная» 65 20 80
ЦО-Т-22Д цветная обращаемая для ТВ 22 15 25
ЦО-Т-90Л цветная обращаемая, для ламп накаливания 90 21 100
ЦО-Т-180Л цветная обращаемая, для ламп накаливания 180 24 200
ЦП-8Р цветная позитивная 0,15
ЦП-10 цветная позитивная, с «перемещёнными слоями» 0,3
ЦП-11 цветная позитивная, с «перемещёнными слоями» 1 1 1
КП-6 цветная контратипная 0,2
КПМ цветная контратипная 0,2

1987—1990 годы

С 1987 года вступил в силу новый ГОСТ 10691-84, фактически повторяющий стандарты ASA/ISO.

Название Назначение Светочувствительность по новому ГОСТу Светочувствительность °DIN Светочувствительность ASA/ISO
ФОТО-32 чёрно-белая негативная 32 16 32
ФОТО-64 чёрно-белая негативная 64 19 64
ФОТО-125 чёрно-белая негативная 125 22 125
ФОТО-250 чёрно-белая негативная 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания 25 — для дневного света26 — для ламп накаливания 250 — для дневного света320 — для ламп накаливания
ОЧ-50 чёрно-белая обращаемая 50 18 50
ОЧ-100 чёрно-белая обращаемая 100 21 100
ОЧ-200 чёрно-белая обращаемая 200 24 200
ДС-4 цветная негативная 50 18 50
ЦНД-32 цветная негативная 32 16 32
ЦО-50Д цветная обращаемая 50 18 50
Репортёр чёрно-белая негативная 200 24 200

После 1990 года

В 1990-х годах, после принятия международного стандарта ISO, предприятие освоило выпуск фотоматериалов с новыми значениями светочувствительности.

Название Назначение Светочувствительность ГОСТ/ASA/ISO Светочувствительность °DIN
ФОТО-50 чёрно-белая негативная 50 18
ФОТО-100 чёрно-белая негативная 100 21
ФОТО-200 чёрно-белая негативная 200 24
ФОТО-400 чёрно-белая негативная 400 27
Конструкторское бюро (комплекс производства аэрофотоплёнки, цех № 81), 2001 г.

В 2004 году предприятие было обанкрочено, в 2005 — начата процедура санации[2].

23 декабря 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[3].

В ноябре 2007 года по инициативе шосткинской городской администрации было решено разработать бизнес-план инвестиционного проекта «Индустриальный парк „Свема“». Согласно этому плану предлагалось к использованию инженерно-подготовленные земельные участки и расположенные на них производственные, складские и административные помещения бывшего ПО «Свема». Целью проекта являлось привлечение инвесторов путём выдачи земельного участка с развитой инфраструктурой с дальнейшим выкупом или сдачей в аренду земли и зданий. На разработку проекта планировалось потратить 800 млн долларов США, но в итоге всё осталось только в планах на бумаге.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта