Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние. Размер пленки 35 мм


Формат 35mm. Что это такое?

35-миллиметровая киноплёнка

Схема кадра звуковой 35-миллиметровой киноплёнки Киноплёнка шириной 35 мм исторически появилась первой. Вначале перфорационные отверстия были круглой формы, затем стала применятся прямоугольная перфорация. В эпоху немого кино размеры кадра были 18×24 мм, но с появлением звукового кинематографа размеры кадра были уменьшены до 16×21,77 мм (освобождено место для оптической фонограммы) . На плёнку шириной 35 мм кроме фильмов обычного формата снимают также и широкоэкранные фильмы, сжимая изображение по горизонтали при съёмке и обратно разжимая его при кинопроекции с помощью анаморфотных насадок на объектив (т. н. анаморфирование) . В СССР для съемки на кинопленку 35-мм выпускались профессиональные кинокамеры «Родина» , «Конвас-автомат» , «Дружба» , «Кинор» , «Темп» , «Мир» и др. Анаморфотная оптика и объективы для кинокамер производились Ленинградским оптико-механическим объединением имени В. И. Ленина (ЛОМО) . Старая советская анаморфотная оптика производства ЛОМО в настоящий момент пользуется большим спросом на Западе за своё безупречное качество и доступные цены на вторичном рынке. [источник? ] В новое время в российском кинематографе анаморфотная оптика используется крайне редко. Вот скудный список фильмов, снятых за всё время в новой России с применением анаморфотной оптики: «Взбунтуйте город, граф! » (1992), «Пчёлка» (1993), «Сибирский цирюльник» (1999), «Мама» (1999), «Дорога» (2002), «Последний поезд» (2003), «Изгнание» (2007), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011). Все остальные российские фильмы, выходящие в прокат в широкоэкранном варианте, снимаются по системе Super 35 (http://en.wikipedia.org/wiki/Super_35) с потерей значительной части полного кадра 35 мм. В СССР в 60-х-80-х годах на полный кадр 35 мм с применением анаморфотных линз снималась большая часть выпускаемых в прокат картин («Гиперболоид инженера Гарина» , «Мёртвый сезон» , «Шестое июля» , «Новые приключения неуловимых» , «Возвращение «Святого Луки»» , «Земля Санникова» , «Трактир на Пятницкой» и многие другие «блокбастеры» советского кинематографа).

otvet.mail.ru

35-мм киноплёнка Википедия

35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1893 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[6]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[7]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[8][9]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[10]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[11]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино[5][12]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до формата «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)[13].

Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы. Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро- и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы[14]. Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897 году на благотворительном базаре в Париже[15][16][17]. В 1907 году число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню[18]. Спустя четыре года аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи[19]. Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом[20]. Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед источником света при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году[21].

Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе «Победа», случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна[22][23][24]. В 1952 году Kodak, а за ним и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом был диацетат целлюлозы, уступающий нитратной подложке в прочности и износостойкости[25]. Он использовался для любительских 16-мм, 9,5-мм и 8-мм киноплёнок, подверженных износу в меньшей степени из-за небольших скоростей и нагрузок. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалом для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или «Safety Film»[26][27].

Современные сорта 35-мм киноплёнки, кроме негативной и некоторых контратипных, выпускаются на безусадочной лавсановой подложке. Полиэстеровая подложка обладает высокой прочностью и износоустойчивостью, но для её склейки требуются специальные склеечные прессы с ультразвуковой сваркой[* 1]. Для удобства монтажа по «классической» технологии соответствующие сорта киноплёнки выпускаются на триацетатной подложке, допускающей склейку обычным киноклеем.

Использование

35-мм киноплёнка стала основой для самого большого количества кинематографических систем. Самыми массовыми после немого кино стали система с классическим форматом кадра, а также кашетированные и анаморфированные широкоэкранные форматы. Наибольшей сложностью и информационной ёмкостью обладают панорамные и кругорамные системы кинематографа, использующие одновременно три и более 35-мм киноплёнок для съёмки и проекции изображения. Появление высококачественных широкоформатных киносистем на 70-мм киноплёнке стало толчком для разработки форматов с близкими размерами кадра на 35-мм киноплёнке. Результатом стали системы «Виставижн» и «Технирама» с продольным расположением кадра.

Известны также способы экономного использования площади 35-мм киноплёнки, на которой фильм размещался в две дорожки с продольным расположением кадра. Одна из попыток была предпринята в 1915 году корпорацией «Duplex», разработавшей киносъёмочную и кинопроекционную аппаратуру для двухрядных фильмов[15]. Позднее похожий принцип использовался в узкоплёночном формате 2×8 мм. Разница заключалась в отсутствии необходимости разрезания готового фильма вдоль, поскольку бобины с ним переворачивались в проекторе так же, как в камере. Однако, небольшой размер кадра 10×19 мм при доступном на тот момент уровне зернистости фотоэмульсий оказался достаточным лишь для домашнего просмотра, при этом уступая уже получившим распространение форматам на 28-мм и 17,5-мм киноплёнках.

В современном профессиональном кинематографе 35-мм киноплёнка остаётся практически единственным типом плёночного носителя для печати прокатных фильмокопий[29]. Из-за преобладания контактного способа печати все кинопроекторы этого формата со времён «Синематографа» рассчитаны на зарядку киноплёнки подложкой к объективу, в то время как в киносъёмочных аппаратах негативная плёнка расположена наоборот[30]. Это позволяет получать на экране прямое (незеркальное) изображение при контактной печати позитива «эмульсия к эмульсии». Съёмка осуществляется как на форматы 35-мм, так и «Супер-16», и по современной цифровой технологии Digital Intermediate предусматривает дальнейшее сканирование негатива. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество фотоэмульсий позволило отказаться от широких киноплёнок в пользу нормальной, за редким исключением.

В течение нескольких десятилетий 35-мм киноплёнка использовалась для печати диафильмов. Последовательность изображений с субтитрами представляла собой иллюстрированный рассказ, пригодный для публичной демонстрации в домашних условиях и учебных заведениях. Кроме того, на 35-мм обращаемой фотоплёнке изготавливались слайды, составляющие слайд-шоу с подобными диафильмам возможностями. До широкого распространения видеомагнитофонов обе технологии служили в качестве наиболее доступных мультимедийных инструментов.

Шаг кадра

В отличие от большинства узкоплёночных форматов, шаг кадра которых совпадает с шагом перфорации, на 35-мм киноплёнке эти параметры отличаются. Поэтому, шаг кадра различных 35-мм киносистем измеряется как в миллиметрах, так и в перфорациях.

В профессиональном кинематографе стандартным считается шаг в 4 перфорации, что соответствует для позитивной киноплёнки 19 миллиметрам или ¾ дюйма[31][* 2]. Этот параметр остаётся неизменным с момента, когда был установлен Эдисоном для кадра с соотношением сторон 4:3 шириной в 1 дюйм[13]. Шаг в 4 перфорации используется во всех прокатных форматах и большинстве производственных, поскольку соответствует стандарту, использующемуся во всех кинопроекторах. Кашетированный кадр уменьшенной высоты также располагается в пределах такого шага, оставляя неиспользованным широкий межкадровый промежуток. Некоторые системы 3D-кинематографа располагают в пределах стандартного шага два кадра стереопары, уменьшенные по высоте вдвое. Шаг кадра, отличающийся от 4 перфораций, используется только в производственных форматах для негатива, рассчитанного на последующую оптическую или цифровую трансформацию.

Потребность в повышении качества изображения заставила разработчиков создать форматы с более крупными размерами кадра, чем доступный в пределах стандартного шага. В таких киносистемах кадр с шагом в 8 перфораций расположен не поперёк, а вдоль 35-мм киноплёнки, которая движется в киносъёмочном и кинопроекционном аппаратах горизонтально[32]. Форматы «Виставижн» и «Технирама» с таким шагом кадра использовались недолго и, главным образом, для негатива[33]. Фильмокопии в оригинальном формате печатались в единичных экземплярах только для фестивальных и конкурсных показов, поскольку требуют специальных кинопроекторов, несовместимых с другими форматами[34]. Горизонтальный ход киноплёнки также предопределил расположение и размеры малоформатного кадра с таким же шагом в фотоаппаратах. Такой же шаг кадра использовался в системах стереокинематографа, например советской «Стерео-35», с так называемой «вертикальной стереопарой», в которой её разные части располагались на классических кадрах друг над другом[35]. Увеличенный шаг кадра в 6 перфораций использовался в панорамных киносистемах «Синерама», «Синемирэкл» и «Кинопанорама», использующих одновременно три 35-мм киноплёнки. Каждый кадр на экране состоял из трёх кадров на разных киноплёнках с таким шагом.

Рост фотографического качества фотоэмульсий позволил уменьшить размеры кадра и укоротить его шаг в некоторых производственных форматах. Современные киносъёмочные аппараты используют шаг в 3 и даже 2 перфорации, позволяя экономить киноплёнку, затраты на которую составляют значительную часть бюджета кинопроизводства[36]. Попытки создать прокатный формат «Юнивизиум» (англ. Univisium) с шагом в 3 перфорации не привели к успеху, поскольку это потребовало бы модернизации огромного парка кинопроекторов[37].

В панорамных фотоаппаратах используется наиболее длинный шаг кадра в 13 («Горизонт») и даже 24 перфорации («Hasselblad X-pan»).

Применение в фотографии

Киноплёнка шириной 35-мм послужила в качестве фотоматериала, использующегося в малоформатной и полуформатной фотоаппаратуре. Такой же тип фотоматериала применяется в некоторых панорамных фотоаппаратах, например в советском «Горизонт» с кадром 24×58 мм. Впервые киноплёнка использована для фотографии в 1913 году в американской камере «Симплекс Мульти»[38]. Широкое распространение формат получил благодаря Оскару Барнаку, сконструировавшему в 1914 году фотоаппарат «Leica»[39]. Размер кадра составил 24×36 мм, длина в стандартной кассете 1,6 метра. В 1963 году немецкая компания Agfa разработала систему «Рапид» для быстрой зарядки такой же 35-мм плёнки.

«Фотоплёнка тип 135» стала самой распространённой в мире, оставаясь одним из немногих типов фотоматериалов, выпускающихся после цифровой революции в фотографии. Кроме того, в фотографии зачастую вместо фотоплёнки использовалась негативная чёрно-белая киноплёнка, сходная по фотографическим и геометрическим характеристикам с плёнкой, специально выпускаемой для фотоаппаратов. В отличие от киносъёмочного аппарата, фотоаппарат не предъявляет столь жёстких требований к типу и шагу перфорации, допуская использование как «позитивной» Kodak Standard, так и «негативной» Bell&Howell. Особой популярностью у советских, а затем российских фотожурналистов пользовался кинонегатив «А-2» и «А-2Ш», обладавший высокой светочувствительностью.

Технология лабораторной обработки чёрно-белых киноплёнок совпадает с режимом проявления фотоплёнок, позволяя обрабатывать оба типа фотоматериала в одинаковых условиях. Цветные негативные киноплёнки для фотографии непригодны, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, отличающемуся от C-41, общепринятого для фотоплёнок[40].

См. также

Примечания

  1. ↑ Склейка скотчем допускается только при монтаже рабочего позитива или ремонте фильмокопий[28]
  2. ↑ Шаг перфорации негативных и позитивных киноплёнок незначительно отличается. Для 35-мм позитива он составляет 4,75 мм, а для негатива — 4,74 мм

Источники

  1. ↑ ГОСТ 4896-80. Киноплёнка 35-мм. Размеры и методы контроля (рус.) (недоступная ссылка — история). Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Проверено 15 мая 2012. Архивировано 1 августа 2012 года.
  2. ↑ Принципы широкоформатного кинематографа, 1962, с. 8.
  3. ↑ Детали и механизмы киноаппаратуры, 1980, с. 19.
  4. ↑ Всеобщая история кино, 1958, с. 104.
  5. ↑ 1 2 Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 43.
  6. ↑ Примечания (рус.). Фотоплёнка. Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
  7. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 376.
  8. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 9.
  9. ↑ Удивительный путь развития формата (рус.). «Кинопроект». Проверено 29 марта 2015.
  10. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 347.
  11. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 374.
  12. ↑ Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Коновалов (18 ноября 2011). Проверено 19 мая 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  13. ↑ 1 2 35 mm/4-perf becomes standard (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  14. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 30.
  15. ↑ 1 2 Film sizes, marvelous scope for collecting (англ.). More than one hundred years of Film Sizes. Проверено 11 апреля 2015.
  16. ↑ Максим Медведев. Человек с бульвара Капуцинок (рус.). Частный Корреспондент (5 октября 2014). Проверено 25 марта 2015.
  17. ↑ Форматы любительского кино (рус.). Примеры работ. Оцифровка. Проверено 7 февраля 2015.
  18. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 7.
  19. ↑ Александр МАЛАХОВ. Мастера горячего проката (рус.). Подробно. журнал «Коммерсантъ Деньги» (15 мая 2006). Проверено 7 февраля 2015.
  20. ↑ В. А. Устинов. Реставрация архивных кинофильмов (рус.). Архивные технологии. журнал «Техника кино и телевидения» (декабрь 2001). Проверено 2 января 2015.
  21. ↑ 1930—1959 (англ.). History of Kodak. Kodak. Проверено 1 января 2015. Архивировано 31 мая 2012 года.
  22. ↑ Пароход «По…беда» (рус.). Живой Журнал (1 сентября 2011). Проверено 7 февраля 2015.
  23. ↑ Октябрь Бар-Бирюков. Гибель маршала (рус.). «Совершенно секретно» (3 апреля 2009). Проверено 7 февраля 2015.
  24. ↑ ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ МАРШАЛА ФЭН ЮЙСЯНА (рус.). Статьи. Пейнтбольный клуб «Патриоты». Проверено 7 февраля 2015.
  25. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 34.
  26. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 12.
  27. ↑ Глоссарий кинематографических терминов, 2007, с. 192.
  28. ↑ Оптическая технология кинопроизводства (рус.). Kodak. Проверено 7 октября 2018.
  29. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 36.
  30. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 205.
  31. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 39.
  32. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  33. ↑ Specifications at a glance - VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Проверено 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  34. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 72.
  35. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 126.
  36. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 41.
  37. ↑ Б. Фишер. Витторио Стораро — «Управление светом» (рус.) (18 февраля 2009). Проверено 6 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  38. ↑ Stephen Gandy. Historic 1st Production 24x36 Full Frame 35mm Camera (англ.). 1914 Simplex. CameraQuest (20 October 2013). Проверено 24 ноября 2014.
  39. ↑ Малоформатная фотография, 1959, с. 8.
  40. ↑ Процессы обработки киноплёнки, 2007, с. 142.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Веденов, А. Н. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л., : Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский. Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство, 1979. — 440 с.
  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М., : Искусство, 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Детали и механизмы киноаппаратуры / М. А. Неупокоева. — Л.: ЛИКИ, 1980. — С. 17—41. — 520 с. — 3000 экз.
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Фотопленки | События и Мнения

Плёнка типа 135 или 35-мм фотоплёнка  в 1934 году разработана фирмой Eastman Kodak, является адаптированной для фотодела копией кинопленки, стандартизированной в 1925 году. Тип с обозначением «135» возник в 1934 году из-за того, что задолго до его появления, с 1916 года уже выпускалась плёнка типа 35. Это была 35-мм неперфорированная плёнка. Добавив единицу в начало кода, была сохранена узнаваемость и показано отличие от неперфорированной версии.  Кинопленка шириной 35 мм имеет кадры, развернутые длинной стороной кадра поперек, а не вдоль пленки, кадры следуют друг за другом соединяясь по длинной, а не по короткой стороне. Размер такого "половинного" кадра 18х35 мм. Первоначально использовались полуформатные фотоаппараты, которые так и делали кадры 18х35 — сначала для кинопроб, потом для жадных до веса и количества кадров на пленке фотолюбителей. 

Плёнка типа 120 — неперфорированная пленка для среднеформатных камер. Размер кадра может варьироваться как самой камерой, так и применяемыми к ней сменными задниками или рамками. Количество кадров на одной плёнке зависит от применяемого формата и особенностей конкретной камеры. Форматы 6х12 и крупнее используются специальными панорамными камерами. Пленка дает очень высокое разрешение, редка в продаже. 

 

Пленка типа 105, типа 117  — 6х9 см и 6х6 см,  среднеформатная пленка. Такой же ширины, как пленка типа 120 (61,5 мм), но с разными шпульками. Оба типа закончили своё существование в 1949-м году, а еще один тип 116 в 1984-м.

Пленка типа 220 — удвоенной длины пленка 120, единственные на сегодня типы для среднеформатных камер. В отличие от пленки 120 тип 220 практически полностью лишен ракорда — такой светозащитной полоски из бумаги, наматывающейся по всей длине пленки. В качестве ракордов остались только начало и конец пленки (как в кинопроекторных, начало одной КИНОпленки накладывается на конец другой ракордом длиной в 21 кадр). Пленка 220 накручена на катушку, но не упакована в кассету. За счет защитного ракорда ее можно заряжать на свету. Пользуются этой пленкой только профессионалы и ценители хорошего разрешения и широких возможностей кадрирования.

Плёнка типа 110 — формат фотопленки, предложен в 1972 году как миниатюра пленки типа 126. Имеет ширину 8 мм и 16 мм, как в первых кинопленках. Для такой пленки нужны специальные камеры, в которые вставляются "усовершенствованные" двухкатушечные картриджи типа 110.  Размеры получаемого кадра 13х17 мм, на один кадр — одна дырка перфорации. Считается, что 110 пленка более удобна, чем 135, но маленький размер кадра не всегда позволяет получить большие снимки.  С 1898 по 1929 год существовала неперфорированная рулонная плёнка типа 110, рассчитанная на формат кадра 5×4 дюйма.Фотоаппараты для 110=х пленок примитивны, появившись вместе с этой пленкой в 1972 году они едва дожили до настоящего времени. В 2004 году пленку 110 прекратили выпускать Fujifilm, в 2008 фирма Walgreens, до 1982 года выпускалась ужасная слайдовая пленка 110, гипотетически сейчас в продаже имеется пленка Kodak 110, маркированная как Kodak ISO-400 в специальных картриджах (на них есть отметка о "низкой скорости перемотки").

Advanced Photo System (APS) или APS — формат фотопленки шириной 24 мм. При такой ширине пленка имеет три подформата: APS-H Высокого разрешения, 30.2 x 16.7 мм; пропорции 16:9; печать 4x7"APS-C Классическая, 25.1 x 16.7 мм; пропорции 3:2; печать 4x6")APS-P Панорамная, 30.2 x 9.5 мм; пропорции 3:1; печать 4x12.Тонкости пользования такими пленками неясны и непопулярны, известно, что эти стандарты используются в цифровой фотографии для обозначения физических размеров матриц. 

 

Это некоторые популярные марки пленки. Классификация не по типам состоит из четырех уровней качества:

Микроформатная пленка с редкой перфорацией (пленка типа 110) шириной 16 и 8 мм, с форматами кадра 13х17 и 8х10,5 мм.Малоформатная, перфорированная шириной 35 мм или 16 мм, встречаются привычный формат кадра 24х35, полуформат 24х18, а так же 24х24, 24х32, 24х30.Среднеформатная, неперфорированная (типы 120 и 220) шириной 61,5 мм с большой вариативностью длины кадра: 41, 56, 70, 77, 84, 118, 168, 224 мм, умещается от 16 до 3 кадров на пленке.

Крупноформатная, листовая пленка размерами 9x12, 10x15, 18x24, 24x30 и 30x40 см и др. Заряжается в крупноформатные (например, павильонные или репродукционные) фотоаппараты. 

 

101tema.ru

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

© 2016 Vasili-photo.com

Формат APS-C (красная рамка) на фоне полного 35-мм кадра.

При работе с большинством цифровых фотоаппаратов (за исключением, разве что, полнокадровых моделей) фотограф постоянно вынужден принимать в расчёт такой параметр, как кроп-фактор фотоматрицы, а также тесно связанную с кроп-фактором концепцию эквивалентного фокусного расстояния. Эти понятия приобретают особое практическое значение, когда речь заходит о сравнении камер различного формата, а также объективов, предназначенных для этих камер.

Кроп-фактор

У большинства цифровых аппаратов размеры фоточувствительной матрицы меньше размеров стандартного кадра малоформатной 35-мм плёнки. Лишь полнокадровые камеры обладают сенсором, размер которого совпадает с размером традиционного плёночного кадра т.е. 36 x 24 мм.

Отношение между линейными размерами полного 35-мм кадра и кадра уменьшенного формата называется кроп-фактором (от англ. to crop – обрезать). Иными словами, кроп-фактор говорит нам о том, во сколько раз матрица обсуждаемой фотокамеры меньше полнокадровой матрицы. Чем меньше матрица, тем больше её кроп-фактор, и наоборот.

Поскольку соотношение сторон кадра в различных системах может разниться, для расчёта кроп-фактора обычно используется длина диагонали рабочей области фотоматрицы. Таким образом, кроп-фактор равен отношению диагонали полного кадра (43,3 мм) к диагонали данного конкретного сенсора.

Ниже приведены значения кроп-фактора для наиболее распространённых цифровых форматов:

Кроп-фактор (Kf) Размеры кадра Диагональ Примеры
1 36 x 24 мм 43,3 мм Полный кадр: 35-мм плёнка, Nikon FX, Canon Full-frame, Sony α, Leica M, Pentax K-1.
1,3 27 x 18 мм 33,3 мм Sigma sd Quattro H, а также снятый с производства Canon APS-H.
1,5 24 x 16 мм 28,9 мм Стандартный APS-C: Nikon DX, Pentax K, Fujifilm X, Sony α NEX, Samsung NX, Sigma sd Quattro.
1,6 22,5 x 15 мм 27,1 мм Canon APS-C.
2 18 x 13,5 мм 21,7 мм Формат 4/3" (Система Micro 4/3): Olympus, Panasonic.
2,7 12,8 x 9,6 мм 16 мм Формат 1": Nikon 1, Nikon DL, Canon GX, Sony DSC-RX100, Samsung NX Mini.
4,5 7,6 x 5,7 мм 9,5 мм Формат 1/1.7" Многочисленные мыльницы
6 6,2 x 4,6 мм 7,7 мм Формат 1/2.3"

Компактные цифровые фотоаппараты (иначе – мыльницы) в целях уменьшения стоимости и габаритов, но в ущерб качеству изображения, оснащаются, за редким исключением, маленькими сенсорами с кроп-фактором в районе 3-8. Объектив с фокусным расстоянием 8 мм будет являться нормальным для матрицы с кроп-фактором 6. У камер, встроенных в мобильные устройства, сенсоры обычно совсем крошечные, а кроп-факторы могут быть даже двузначными.

Сравнительные размеры малоформатных фотоматриц.

Эквивалентное фокусное расстояние

Предположим, что сенсор вашей фотокамеры имеет размеры 24 x 16 мм (формат APS-C). Линейные размеры такого сенсора в 1,5 раза меньше размеров полного кадра (36 x 24 мм), а значит, его кроп-фактор – 1,5. Диагональ матрицы APS-C равна примерно 28,9 мм, т.е. опять-таки в 1,5 раза меньше диагонали полного кадра, которая, как уже было сказано, составляет 43,3 мм. Мы помним, что стандартным или нормальным объективом принято считать объектив, фокусное расстояние которого приблизительно равно диагонали кадра. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм на полнокадровом аппарате может считаться стандартным. Но стоит установить тот же объектив на камеру формата APS-C, как выяснится, что теперь фокусное расстояние объектива оказывается значительно длиннее диагонали кадра, т.е. объектив из нормального превратился в длиннофокусный. Более того, угол изображения объектива также уменьшился пропорционально уменьшению размера матрицы, и теперь соответствует углу изображения именно длиннофокусного объектива. Почему так получается?

Разумеется, при смене камеры истинное фокусное расстояние объектива не изменилось и измениться не могло. Изменился угол изображения. Фокусное расстояние это характеристика, относящаяся исключительно к объективу. Оно никак не зависит от камеры, на которую он установлен, и от размеров её сенсора. А вот угол изображения зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от размеров матрицы.

Для удобства описания работы объективов на камерах с различными размерами фотосенсора применяется искусственный термин «эквивалентное фокусное расстояние» (ЭФР), описывающий кажущееся увеличение фокусного расстояния объектива вследствие уменьшения угла его изображения при использовании матрицы с кроп-фактором. Экфивалентное фокусное расстояние указывает на то, какой следовало бы взять объектив при съёмке на полный кадр, чтобы получить такой же угол изображения, какой получается с имеющимся объективом при съёмке на камеру с матрицей меньшего формата.

Эквивалентное фокусное расстояние равняется истинному фокусному расстоянию (ФР или ƒ), умноженному на кроп-фактор (Kf). Например, объектив с фокусным расстоянием 35 мм в связке с вышеупомянутой матрицей с кроп-фактором 1,5 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 53 мм, т.е. превратится в стандартный объектив. Зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний18-55 мм, которым оснащаются многие любительские камеры, имеет переменное эквивалентное фокусное расстояние 27-84 мм, а, стало быть, является практичным универсальным объективом, захватывая как широкоугольный, так и в меру длиннофокусный диапазон. У полнокадровых фотоаппаратов кроп-фактор равен, как несложно догадаться, 1, а эквивалентное фокусное расстояние соответствует реальному.

Само словосочетание «эквивалентное фокусное расстояние» не должно вводить вас в заблуждение. У двух объективов, установленных на камеры разного формата и имеющих одинаковое эквивалентное фокусное расстояние, по-настоящему эквивалентным будет только и исключительно угол изображения. Эквивалентность в данном случае не распространяется на светосилу, боке, глубину резкости и пр. Эти параметры зависят от многих факторов и потому у разных объективов могут, как совпадать, так и не совпадать. И наоборот, при использовании одного и того же объектива на разных камерах изменение эквивалентного фокусного расстояния будет выражаться лишь в изменении угла изображения. Все прочие параметры объектива (включая его истинное фокусное расстояние) остаются неизменными.

Соответствие истинного и эквивалентного фокусных расстояний для сенсоров с различными кроп-факторами

ФР, мм ЭФР, ммдля соответствующего кроп-фактора
1,5* 1,6** 2
10 15 16 20
14 21 23 28
16 24 26 32
18 27 29 36
20 30 32 40
24 37 39 48
28 43 45 56
35 53 57 70
40 61 65 80
50 76 81 100
55 84 89 110
60 91 97 120
70 107 113 140
85 129 138 170
100 152 162 200
105 160 170 210
135 206 219 270
200 305 324 400
300 457 486 600
400 609 648 800
500 762 810 1000
600 914 972 1200
800 1219 1296 1600
* Обычно не 1,5, а 1,52.** На самом деле – 1,62.

Я не привожу здесь цифры для компактных фотокамер, поскольку среди них существует огромное разнообразие форматов и моя таблица заняла бы слишком много места. Загляните в спецификации своей камеры, чтобы узнать размеры сенсора, и попробуйте самостоятельно рассчитать интересующие вас значения ЭФР. Также я прохожу мимо аппаратуры более крупной, нежели 35-мм цифровая зеркальная камера, коп-факторы которой, как нетрудно догадаться, меньше единицы. Полагаю, что если вы снимаете на средний, и уж тем более на крупный формат, то, скорее всего, вы уже не нуждаетесь в моей скромной помощи.

Объективы для камер с кроп-фактором

Объективы, предназначенные для малоформатных плёночных, а также цифровых полнокадровых камер, проектируются таким образом, чтобы круг изображения, проецируемый объективом, полностью покрывал рабочую часть кадра. Очевидно, что при использовании сенсоров меньшего размера необходимость в столь большом круге изображения отсутствует. В связи с этим, производители фототехники, выпускающие камеры с кроп-фактором, выпускают и соответствующие этим камерам объективы с уменьшенным кругом изображения. Такие объективы легче, компактнее и дешевле объективов традиционного формата, но они не рассчитаны на использование вместе с полнокадровыми аппаратами, поскольку из-за малого круга изображения углы кадра получатся чёрными. В свою очередь, полнокадровые объективы можно использовать как на полнокадровых, так и на кропнутых камерах (при условии механической совместимости), делая в последнем случае лишь поправку на изменение эквивалентного фокусного расстояния.

Следует подчеркнуть, что вне зависимости от того, для какого формата предназначен объектив, на нём практически всегда указывается истинное, а вовсе не эквивалентное фокусное расстояние. ЭФР не является постоянной величиной, поскольку зависит от камеры, на которую устанавливается объектив, т.е. эквивалентное фокусное расстояние не является характеристикой объектива, а скорее характеризует систему объектив+матрица в целом.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 19.09.2012  Последнее обновление: 12.04.2016

Вернуться к разделу "Фотооборудование"

Перейти к полному списку статей

Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

35-мм киноплёнка Википедия

35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка[ | ]

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1893 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[6]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[7]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[8][9]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[10]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[11]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защит

ru-wiki.ru

ГОСТ 10332-72 Фотоаппараты для 35-мм пленки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами

Текст ГОСТ 10332-72 Фотоаппараты для 35-мм пленки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ 35-мм ПЛЕНКИ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИИ ОБЪЕКТИВОВ С ФОТОАППАРАТАМИ

ГОСТ 10332—72

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

к ГОСТ 10332—72 Фотоаппараты для 35-мм пленки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами (см. изменение № 2, И УС «№ 3 —84, дополнение)

В каком песте

Напечатано

Д©.1>кне выть

Чертеж 1. Объектив

180

180o±fo**

Пункт 4

до отказа в фотоаппарат от вертикали

+бъ

-9°

в фотоаппарат от вертикали

—6°

Пункт 5

равной 10 мм/с

равной 5—1 в мм/с

Пункт 6. Второй абзац

8,7 мм

8,7 мм шах

У. ИЗДЕЛИЯ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Группа У96

к ГОСТ 10332—72 Фотоаппараты для 35-мм пленки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами (см. изменение № 2, ИУС № 3—84, дополнение)

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Пункт 3. Чертеж 1

Соединение М42'Х 1/45,4

Соединение М42Х 1/45,5

Наименование

(ИУС № 4 1985 г,)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ 35-мм ПЛЕНКИ ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ОБЪЕКТИВОВ С ФОТОАППАРАТАМИ

ГОСТ

10332-72* *

Cameras for Зб-mm film.

Basic dimensions of threaded connections of lenses with cameras

Взамен

ГОСТ 10332—63

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 14 марта 1972 г. NS 534 срок введения установлен

с 01.07.73

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

1.    Настоящий стандарт распространяется на фотоаппараты для 35-мм пленки и устанавливает размеры резьбовых соединений сменных объективов и фотоаппаратов с размером кадра 24X36 мм.

Стандарт соответствует рекомендации СЭВ PC 5193—75 в части, касающейся резьбового соединения без электрической связи.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2),

2.    Соединения должны изготовляться следующих видов:

М42Х 1/45,5 — для зеркальных фотоаппаратов.

М39Х 1/28,8 — для дальномерных фотоаппаратов.

Для фотоаппаратов без привода нажимной диафрагмы в соединении М42Х 1/45,5 допускается изготовлять объективы без нажимной диафрагмы.

3.    Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами должны соответствовать указанным на черт. 1 и 2.

Все размеры и допуски на резьбу включают толщину покрытий.

Положение места измерения резьбы М42Х 1/45,5 по отношению к толкателю диафрагмы проверяют резьбовым кольцом со средним диаметром (41,385±0,050) мм, внутренним диаметром (41,000±0,030) мм и длиной не менее 4,2 мм.

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

* Переиздание (май 1984 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в августе 1978 гдекабре 1983 г. (МУС 9—78, ИУС 3—84),

Соединение М42Х 1/45,4

* — диаметр площадки для определения размера 3,06 мм на резьбе;

** — положение толкателя относительно места измерения резьбы;

*** — положение индекса шкалы относительно толкателя диафрагмы;

*4 — для ранее разработанных объективов допускается размер 0 52 шах;

*5 — зона возможного расположения рукоятки репетитора;

*в —для свободного хода толкателя;

*7 — при наименьшем открытии диафрагмы;

*8 — при наибольшем открытии диафрагмы;

1—опорный торец; 2—место измерения резьбы; 3—расположение индекса шка* ** *** лы; 4—толкатель диафрагмы; 5—индекс шкалы; €—начало захода резьбы

Черт. J

О актив    Фстостпйрсл!

* — в зоне ±10° от индекса шкалы при установке на оо для вращающегося далъномерного торца;

** — для ранее разработанных изделий допускается размер 0 42,8 min;

1—опорный торец; 2—индекс шкалы

Черт. 2

Примечание. Место измерения резьбы и положение индекса шкалы для

соединения М39Х 1/28,8 аналогично резьбовому соединению М42Х 1/45,5.

п римеры условных обозначений:

Резьбовое соединение М42Х1 объектива и зеркального фотоаппарата с рабочим отрезком 45,5 мм

Соединение М42Х1 [45,5

Резьбовое соединение М39Х1 объектива и дальномерного фотоаппарата с рабочим отрезком 28,8 мм

Соединение М39У,1 (28,5

4.    Индекс шкалы расстояний объектива, завинченного в фотоаппарат, должен располагаться в верхнем положении с предельным отклонением от вертикали =ь18°, предельное отклонение индекса

шкалы расстояний объектива от вертикали

5.    Максимально допустимое усилие на толкателе диафрагмы при скорости его движения равной 10 мм/с в интервале от 8,7 max до 6,4 min (черт. 1) не должно превышать 3 Н, в остальном интервале — не более 4 Н.

6.    Время закрывания диафрагмы ts при скорости толкателя (200±20) мм/с не должно превышать 30 мс.

Время закрывания измеряют между моментом начала движения толкателя от 8,7 мм до момента, при котором колебания

диафрагмы остаются в пределах допуска для соответствующего отверстия диафрагмы, установленного техническими условиями на конкретный вид диафрагмы (черт. 3).

А в — площадь отверстия диафрагмы; Ь — допуск на площадь отверстия диафрагмы

Черт. 3

В штатных объективах с нажимной диафрагмой, предназначенных для установки в фотоаппараты с механизмом ручного нажима на толкатель, время закрывания диафрагмы не регламентируется.

7. Рабочий отрезок при установке на оо должен быть выдержан с точностью:

±0,02 мм ±0,03 мм ±0,05 мм ±0,10 мм.

2—7. (Измененная редакция, Изм. № 2).

до 1 : 2 включительно от 1 : 2,3 до 1 : 4,5 от 1 : 5 до 1 : 8 св. 1 : 9

Изменение № 3 ГОСТ 10332—72 Фотоаппараты для 35-мм пленки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами

Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.03.89 № 639

Дата введения 01.11.8Э

Под наименованием стандарта проставить коды: ОКП 44 4630, 44 4640. Раздел 1. Второй абзац исключить.

(ИУС № 6 Ш® г.)

Сдано

Редактор В, С. Бабкина Технический редактор Э. В. Митяй Корректор В. А. Ряукайте

наб. 01.08.84 Подп. в печ. 25.12.84 0,5 п. л. 0,5 уел. кр.-отт. 0,13 уч.-изд. л.

Тираж 6000 Цена 3 коп.

Ордена «Знак Почета> Издательство стандартов, 123840, Москва, ГСП,

Новопресненский пер., д. 3.

Вильнюсская типография Издательства стандартов, ул. Миндауго, 12/14, Зак. 3960

Величина

Единица

Наименование

Обозначение

международное

русское

ОСНОВНЫ

Е ЕДИНИ1

HI СИ

Длина

метр

m

м

Масса

килограмм

kfif

кг

Время

секунда

s

с

Сила электрического тока

ампер

А

А

Термодинамическая температура

кельвин

К

К

Количество вещества

моль

mol

моль

Сила света

кандела

cd

кд

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕЛ

[ИНИЦЫ СИ

Плоский угол

радиан

rad

рад

Телесный угол

стерадиан

ST

ср

ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ, ИМЕЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

Единица

Выражение через основные и до*.

Величина

Обозначение

Наименова

ние

междуна*

родное

русское

полнительные единицы СИ

Частота

герц

Hz

Гц

Сила

ньютон

N

Н

М'КГ'С-2

Давление

паскаль

Ра

Па

М”1 • КГ* С”2

Энергия

джоуль

J

Дж

М2 * КГ С”2

Мощность

ватт

W

Вт

м2* кг-с-3

Количество электричества

кулон

С

Кл

с А

Электрическое напряжение

вольт

V

В

м2*кг*с“3 - А~*

Электрическая емкость

фарад

F

Ф

м-^кг-1 *с4 А2

Электрическое сопротивление

ом

а

Ом

м2*кг*с“3* А“*

Электрическая проводимость

сименс

S

См

м“2*кг~1-с3*Аа

Поток магнитной индукции

вебер

Wb

Вб

м3 - кг- с-2 А*1

Магнитная индукция

тесла

т

Тл

кг* с-2-А-1

Индуктивность

генри

н

Гн

м2-кг*с~2 * А~*

Световой поток

люмен

лм

кд-ср

Освещенность

люкс

лк

м~2 - кд-ср

Активность радионуклида

беккерель

Bq

Бк

С-*

Поглощенная доза ионизирую

грэЙ

Gy

Гр

мас-*

щего излучения Эквивалентная доза излучения

зиверт

Sv

Зв

м2 •

allgosts.ru

35-мм кинопленка Википедия

35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1893 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[6]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[7]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[8][9]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[10]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[11]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино[5][12]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до формата «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)[13].

Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы. Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро- и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы[14]. Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897 году на благотворительном базаре в Париже[15][16][17]. В 1907 году число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню[18]. Спустя четыре года аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи[19]. Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом[20]. Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед источником света при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году[21].

Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе «Победа», случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна[22][23][24]. В 1952 году Kodak, а за ним и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом был диацетат целлюлозы, уступающий нитратной подложке в прочности и износостойкости[25]. Он использовался для любительских 16-мм, 9,5-мм и 8-мм киноплёнок, подверженных износу в меньшей степени из-за небольших скоростей и нагрузок. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалом для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или «Safety Film»[26][27].

Современные сорта 35-мм киноплёнки, кроме негативной и некоторых контратипных, выпускаются на безусадочной лавсановой подложке. Полиэстеровая подложка обладает высокой прочностью и износоустойчивостью, но для её склейки требуются специальные склеечные прессы с ультразвуковой сваркой[* 1]. Для удобства монтажа по «классической» технологии соответствующие сорта киноплёнки выпускаются на триацетатной подложке, допускающей склейку обычным киноклеем.

Использование

35-мм киноплёнка стала основой для самого большого количества кинематографических систем. Самыми массовыми после немого кино стали система с классическим форматом кадра, а также кашетированные и анаморфированные широкоэкранные форматы. Наибольшей сложностью и информационной ёмкостью обладают панорамные и кругорамные системы кинематографа, использующие одновременно три и более 35-мм киноплёнок для съёмки и проекции изображения. Появление высококачественных широкоформатных киносистем на 70-мм киноплёнке стало толчком для разработки форматов с близкими размерами кадра на 35-мм киноплёнке. Результатом стали системы «Виставижн» и «Технирама» с продольным расположением кадра.

Известны также способы экономного использования площади 35-мм киноплёнки, на которой фильм размещался в две дорожки с продольным расположением кадра. Одна из попыток была предпринята в 1915 году корпорацией «Duplex», разработавшей киносъёмочную и кинопроекционную аппаратуру для двухрядных фильмов[15]. Позднее похожий принцип использовался в узкоплёночном формате 2×8 мм. Разница заключалась в отсутствии необходимости разрезания готового фильма вдоль, поскольку бобины с ним переворачивались в проекторе так же, как в камере. Однако, небольшой размер кадра 10×19 мм при доступном на тот момент уровне зернистости фотоэмульсий оказался достаточным лишь для домашнего просмотра, при этом уступая уже получившим распространение форматам на 28-мм и 17,5-мм киноплёнках.

В современном профессиональном кинематографе 35-мм киноплёнка остаётся практически единственным типом плёночного носителя для печати прокатных фильмокопий[29]. Из-за преобладания контактного способа печати все кинопроекторы этого формата со времён «Синематографа» рассчитаны на зарядку киноплёнки подложкой к объективу, в то время как в киносъёмочных аппаратах негативная плёнка расположена наоборот[30]. Это позволяет получать на экране прямое (незеркальное) изображение при контактной печати позитива «эмульсия к эмульсии». Съёмка осуществляется как на форматы 35-мм, так и «Супер-16», и по современной цифровой технологии Digital Intermediate предусматривает дальнейшее сканирование негатива. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество фотоэмульсий позволило отказаться от широких киноплёнок в пользу нормальной, за редким исключением.

В течение нескольких десятилетий 35-мм киноплёнка использовалась для печати диафильмов. Последовательность изображений с субтитрами представляла собой иллюстрированный рассказ, пригодный для публичной демонстрации в домашних условиях и учебных заведениях. Кроме того, на 35-мм обращаемой фотоплёнке изготавливались слайды, составляющие слайд-шоу с подобными диафильмам возможностями. До широкого распространения видеомагнитофонов обе технологии служили в качестве наиболее доступных мультимедийных инструментов.

Шаг кадра

В отличие от большинства узкоплёночных форматов, шаг кадра которых совпадает с шагом перфорации, на 35-мм киноплёнке эти параметры отличаются. Поэтому, шаг кадра различных 35-мм киносистем измеряется как в миллиметрах, так и в перфорациях.

В профессиональном кинематографе стандартным считается шаг в 4 перфорации, что соответствует для позитивной киноплёнки 19 миллиметрам или ¾ дюйма[31][* 2]. Этот параметр остаётся неизменным с момента, когда был установлен Эдисоном для кадра с соотношением сторон 4:3 шириной в 1 дюйм[13]. Шаг в 4 перфорации используется во всех прокатных форматах и большинстве производственных, поскольку соответствует стандарту, использующемуся во всех кинопроекторах. Кашетированный кадр уменьшенной высоты также располагается в пределах такого шага, оставляя неиспользованным широкий межкадровый промежуток. Некоторые системы 3D-кинематографа располагают в пределах стандартного шага два кадра стереопары, уменьшенные по высоте вдвое. Шаг кадра, отличающийся от 4 перфораций, используется только в производственных форматах для негатива, рассчитанного на последующую оптическую или цифровую трансформацию.

Потребность в повышении качества изображения заставила разработчиков создать форматы с более крупными размерами кадра, чем доступный в пределах стандартного шага. В таких киносистемах кадр с шагом в 8 перфораций расположен не поперёк, а вдоль 35-мм киноплёнки, которая движется в киносъёмочном и кинопроекционном аппаратах горизонтально[32]. Форматы «Виставижн» и «Технирама» с таким шагом кадра использовались недолго и, главным образом, для негатива[33]. Фильмокопии в оригинальном формате печатались в единичных экземплярах только для фестивальных и конкурсных показов, поскольку требуют специальных кинопроекторов, несовместимых с другими форматами[34]. Горизонтальный ход киноплёнки также предопределил расположение и размеры малоформатного кадра с таким же шагом в фотоаппаратах. Такой же шаг кадра использовался в системах стереокинематографа, например советской «Стерео-35», с так называемой «вертикальной стереопарой», в которой её разные части располагались на классических кадрах друг над другом[35]. Увеличенный шаг кадра в 6 перфораций использовался в панорамных киносистемах «Синерама», «Синемирэкл» и «Кинопанорама», использующих одновременно три 35-мм киноплёнки. Каждый кадр на экране состоял из трёх кадров на разных киноплёнках с таким шагом.

Рост фотографического качества фотоэмульсий позволил уменьшить размеры кадра и укоротить его шаг в некоторых производственных форматах. Современные киносъёмочные аппараты используют шаг в 3 и даже 2 перфорации, позволяя экономить киноплёнку, затраты на которую составляют значительную часть бюджета кинопроизводства[36]. Попытки создать прокатный формат «Юнивизиум» (англ. Univisium) с шагом в 3 перфорации не привели к успеху, поскольку это потребовало бы модернизации огромного парка кинопроекторов[37].

В панорамных фотоаппаратах используется наиболее длинный шаг кадра в 13 («Горизонт») и даже 24 перфорации («Hasselblad X-pan»).

Применение в фотографии

Киноплёнка шириной 35-мм послужила в качестве фотоматериала, использующегося в малоформатной и полуформатной фотоаппаратуре. Такой же тип фотоматериала применяется в некоторых панорамных фотоаппаратах, например в советском «Горизонт» с кадром 24×58 мм. Впервые киноплёнка использована для фотографии в 1913 году в американской камере «Симплекс Мульти»[38]. Широкое распространение формат получил благодаря Оскару Барнаку, сконструировавшему в 1914 году фотоаппарат «Leica»[39]. Размер кадра составил 24×36 мм, длина в стандартной кассете 1,6 метра. В 1963 году немецкая компания Agfa разработала систему «Рапид» для быстрой зарядки такой же 35-мм плёнки.

«Фотоплёнка тип 135» стала самой распространённой в мире, оставаясь одним из немногих типов фотоматериалов, выпускающихся после цифровой революции в фотографии. Кроме того, в фотографии зачастую вместо фотоплёнки использовалась негативная чёрно-белая киноплёнка, сходная по фотографическим и геометрическим характеристикам с плёнкой, специально выпускаемой для фотоаппаратов. В отличие от киносъёмочного аппарата, фотоаппарат не предъявляет столь жёстких требований к типу и шагу перфорации, допуская использование как «позитивной» Kodak Standard, так и «негативной» Bell&Howell. Особой популярностью у советских, а затем российских фотожурналистов пользовался кинонегатив «А-2» и «А-2Ш», обладавший высокой светочувствительностью.

Технология лабораторной обработки чёрно-белых киноплёнок совпадает с режимом проявления фотоплёнок, позволяя обрабатывать оба типа фотоматериала в одинаковых условиях. Цветные негативные киноплёнки для фотографии непригодны, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, отличающемуся от C-41, общепринятого для фотоплёнок[40].

См. также

Примечания

  1. ↑ Склейка скотчем допускается только при монтаже рабочего позитива или ремонте фильмокопий[28]
  2. ↑ Шаг перфорации негативных и позитивных киноплёнок незначительно отличается. Для 35-мм позитива он составляет 4,75 мм, а для негатива — 4,74 мм

Источники

  1. ↑ ГОСТ 4896-80. Киноплёнка 35-мм. Размеры и методы контроля (рус.) (недоступная ссылка — история). Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Проверено 15 мая 2012. Архивировано 1 августа 2012 года.
  2. ↑ Принципы широкоформатного кинематографа, 1962, с. 8.
  3. ↑ Детали и механизмы киноаппаратуры, 1980, с. 19.
  4. ↑ Всеобщая история кино, 1958, с. 104.
  5. ↑ 1 2 Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 43.
  6. ↑ Примечания (рус.). Фотоплёнка. Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
  7. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 376.
  8. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 9.
  9. ↑ Удивительный путь развития формата (рус.). «Кинопроект». Проверено 29 марта 2015.
  10. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 347.
  11. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 374.
  12. ↑ Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Коновалов (18 ноября 2011). Проверено 19 мая 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  13. ↑ 1 2 35 mm/4-perf becomes standard (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  14. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 30.
  15. ↑ 1 2 Film sizes, marvelous scope for collecting (англ.). More than one hundred years of Film Sizes. Проверено 11 апреля 2015.
  16. ↑ Максим Медведев. Человек с бульвара Капуцинок (рус.). Частный Корреспондент (5 октября 2014). Проверено 25 марта 2015.
  17. ↑ Форматы любительского кино (рус.). Примеры работ. Оцифровка. Проверено 7 февраля 2015.
  18. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 7.
  19. ↑ Александр МАЛАХОВ. Мастера горячего проката (рус.). Подробно. журнал «Коммерсантъ Деньги» (15 мая 2006). Проверено 7 февраля 2015.
  20. ↑ В. А. Устинов. Реставрация архивных кинофильмов (рус.). Архивные технологии. журнал «Техника кино и телевидения» (декабрь 2001). Проверено 2 января 2015.
  21. ↑ 1930—1959 (англ.). History of Kodak. Kodak. Проверено 1 января 2015. Архивировано 31 мая 2012 года.
  22. ↑ Пароход «По…беда» (рус.). Живой Журнал (1 сентября 2011). Проверено 7 февраля 2015.
  23. ↑ Октябрь Бар-Бирюков. Гибель маршала (рус.). «Совершенно секретно» (3 апреля 2009). Проверено 7 февраля 2015.
  24. ↑ ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ МАРШАЛА ФЭН ЮЙСЯНА (рус.). Статьи. Пейнтбольный клуб «Патриоты». Проверено 7 февраля 2015.
  25. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 34.
  26. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 12.
  27. ↑ Глоссарий кинематографических терминов, 2007, с. 192.
  28. ↑ Оптическая технология кинопроизводства (рус.). Kodak. Проверено 7 октября 2018.
  29. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 36.
  30. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 205.
  31. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 39.
  32. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  33. ↑ Specifications at a glance - VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Проверено 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  34. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 72.
  35. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 126.
  36. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 41.
  37. ↑ Б. Фишер. Витторио Стораро — «Управление светом» (рус.) (18 февраля 2009). Проверено 6 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  38. ↑ Stephen Gandy. Historic 1st Production 24x36 Full Frame 35mm Camera (англ.). 1914 Simplex. CameraQuest (20 October 2013). Проверено 24 ноября 2014.
  39. ↑ Малоформатная фотография, 1959, с. 8.
  40. ↑ Процессы обработки киноплёнки, 2007, с. 142.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Веденов, А. Н. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л., : Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский. Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство, 1979. — 440 с.
  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М., : Искусство, 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Детали и механизмы киноаппаратуры / М. А. Неупокоева. — Л.: ЛИКИ, 1980. — С. 17—41. — 520 с. — 3000 экз.
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.

Ссылки

wikiredia.ru


Sititreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта