Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция. Пленка для фэд 5


ФЭД 5В. Советский железный дедушка в хрупких женских · Lomography

52 Share Tweet

Продолжая тему дальномерных камер, я решила рассказать о своем лучшем друге. Это камера ФЭД 5В. Любимый тяжелый кирпичик, висящий на тонкой женской шее.

Credits: fish400

«Феликс Эдмундович Дзержинский» – советский дальномерный фотоаппарат. Выпускался с 1975 по 1990 год. Модификация фотоаппарата «ФЭД-3». Штатный объектив — «Индустар-61 Л/Д» 2,8/53, просветлённый. Фотоэкспонометр отсутствует. Обратная перемотка фотоплёнки рулеткой. Имеется механизм диоптрийной коррекции видоискателя (в пределах + / – 2 диоптрий). Чистая механика.

Металлический корпус внушает уверенность в надежности аппарата, приятный и простой. Попал ко мне в руки полтора года назад от одногруппника. Это моя первая камера, первые опыты на пленку, первые эксперименты, первая любовь.

Credits: gotoarizona

Камера, и правда, простая! На ней нет экспонометра, и до нее я никогда не сталкивалась с ручной настройкой. Посмотрела пару раз таблицу экспонометра, этого оказалось вполне достаточно. Все первые кадры получились на удивление хорошо. Может это магия, и камера сама поправляла параметры, я не знаю. Но два года без экспонометра прожила так и дальше собираюсь прожить. Это на уровне ощущений.

Фотографировать им можно абсолютно всё, использовать любые пленки и любые фишки с пленками. Классический вариант использования камеры – это, конечно, пейзажи:

Credits: gotoarizona

Честно признаюсь, что первые полгода я совершенно не знала как пользоваться дальномерным способом фокусировки. Статьи про это, то ли не понимала, то ли не хотела понимать: ставила наугад, и 2 месяца радовалась снимкам, которые почти всегда были в фокусе. Затем пошла полоса неудач… Одна пленка, вторая, третья. Все кадры были нечеткие, кроме тех, что снимались на «бесконечность». Я не могла понять, в чем дело. Перечитала статьи, разобралась в фокусировке. Отнесла камеру знакомому, он поспешил расстроить меня тем, что дальномер сломался и больше не работает. В печали я ходила не больше трех дней, так как двухчасовое «шатание штырька» туда-сюда решило проблему, и в дальнейшем ФЭД меня больше не подводил.

Вернемся к обзору. Помимо пейзажей на ФЭД можно снимать и отличные портреты, если широко открыть диафрагму, например, и точно сфокусироваться, задний план будет подразмыт не хуже какой-нибудь зеркальной камеры. Еще мне нравится немного пересвечивать лица. Тогда портреты смотрятся мягче и, возможно, немного добрее, светлее:

Credits: gotoarizona

Черно-белая пленка. Такую я пробовала на этой камере всего пару раз. Я не фанат чб, но не говорю, что она плохая, просто сейчас мне нужен цвет. Про первую чб пленку у меня есть целая история, но я просто покажу фотографии:

Credits: gotoarizona

Рэдскейл. Я много раз пробовала его на этой камере. Готовая пленка мне не попадалась, всегда делала из обычных негативов. ФЭД, как и остальные схожие фотоаппараты, справляется с такими пленками «на отлично». А почему? Потому, что открывая/закрывая диафрагму, вы можете полностью контролировать свет и, следовательно, оттенок рэдскейла. Остается только выбрать пленку и нужную вам «дырку» и будет вам персиковый, ярко-желтый или малиновый колор:

Credits: gotoarizona

Кросс-процесс. Любимый прием большинства ломографов, не самый легкий для исполнения на таких камерах как ФЭД. В общем-то, всё просто, если у вас есть экспонометр или глаз годами натренирован определять освещенность правильно. Слайд не терпит ошибок, это правда, но если проэкспонировать пленку правильно, да еще и снимать на солнце, можно получить очень насыщенные цвета и замечательный контраст:

Credits: gotoarizona

Мультиэкспозиция. Такой встроенной функции, к сожалению, нет, но не страшно. Всегда можно отснятую пленку перезарядить заново и получить неожиданные результаты. Хотя мне больше нравится, когда последовательно накладываешь кадр на кадр. У модели ФЭД 5В удобная рулетка, достаточно сделать один оборот назад до еле слышного щелчка и взвести затвор снова. Так у тебя всегда есть выбор – делать мультиэкспозицию или нет:

Credits: gotoarizona

Из отрицательных свойств камеры отмечу только ВЕС! Черт, для меня это номер один конечно. Не зря те люди, которые впервые слышат название камеры, переводят как «толстый» (fat).

А еще металлический корпус. Минус только для зимы, но скоро станет снова актуальный. В варежках снимать не очень удобно, не чувствуешь камеру. А если их снять, то можно примерзнуть к камере и тогда мы точно станем неразлучны. Хотя всё вышеперечисленное даже минусами назвать трудно, так, придирки.

Credits: gotoarizona

Я пробовала и продолжаю пробовать снимать на другие камеры, но ФЭД 5В остается моей самой любимой. Меня устраивает его функционал и, наверно, за 2 года мы с ним действительно стали родные.

written by gotoarizona on 2012-10-24 #gear #review #camera #fed-5b #lomography #

www.lomography.com

Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция

Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.

Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!

Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.

В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.

Насколько важен встроенный экспонометр?

Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.

Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.

В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.

Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.

Пятых ФЭДов было аж 3 вида. ФЭД-5, -5В и -5С.

Я в детстве был счастливым обладателем -5В. И все время я думал, что буковка «В» означает что-то хорошее. На самом деле, модель с «В» — самая простая из трех. Конкретно, она отличалась от просто 5-й отсутствием этого самого экспонометра. :о)В моделях -5 и -5С экспонометр был. А отличались они тем, что в -5С отсутствовала диоптрийная коррекция, но видоискатель был более совершенный. Со светящимися рамками и в целом давал картинку больше и немного светлее.

Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.

Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5

ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.

Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.

Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.

Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.

Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.

Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.

Элементы управления:Спереди, помимо объектива, имеем:— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива;— прямоугольное окно видоискателя;— небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм;— окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.

Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.

Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.Основные элементы управления сосредоточены сверху.

Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки.Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.

Калькуляция экспозиции происходит так:

Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.

Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе.После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.

Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.

Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.

Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.

Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.

Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.

Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.

Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.

Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.

Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.

Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Отношение к камере:ФЭД-5 (конкретно, -5В) — это одна из пленочных камер, которые я реально много использовал и именно в советские времена.

Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.

О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.

Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.

Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.

Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.

Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.

Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.

Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?

Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.

Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.

Все вместе это впечатление от камеры портит.

Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?

Уважаемые читатели!В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов

Инструкция:

fotoussr.ru

фотографии с пленочного ФЭД-5В - Yvision.kz

Фотокамера очень долго лежала у бабушки, но в один осенний день все изменилось! Желание попробовать полный кадр и любовь к столь старым вещам сделали свое дело, фотокамеру достали с дальней полки. Гугл подсказал, что агрегату для начала работы необходима обычная 35мм пленка. 20 октября я и Alenenka, взяв кроме ФЭДа зеркалку Canon и штатив(который пригодился для панорам), поехали на мост через Урал. Первый кадр, как и положено, был "комом".

Прошу прощения за полосу, которая будет на всех снимках, кадры вообще не обрабатывал, потому как хочется показать фотографию сделанную пленкой, а не фоторедактором.

1

К счастью я сразу вспомнил про фокусировку, а вот про штатив забыл, непривычен полный кадр:)

2

Сам полез в кадр:)

3

Пока делал замеры для панормы меня сняли:)

4

По реке проходили сиамские близнецы, сняли и их.

5

6

На этом фотосет закончился, панормки выложу отдельным постом, чтобы не смешивать ощущения. После этого фотосета камера долго лежала без дела, времени никак не хватало. Пока не пришел декабрь. Эти фотографии немного другие, кажется что сделаны они очень давно, но фотокамера выдает:)

7

Разбирается с кэнаном

8

немного промазал с фокусировкой, но кадр нравиться:)

9

А этот снимок я завтра отнесу распечатать:)

10

Спасибо за внимание, надеюсь снимки понравились. Если есть что посоветовать, не стесняйтесь, буду рад:)

yvision.kz

Плёнка из ФЭД-5В. 1990 год.

Впервые попробовал проявить доставшуюся мне с ФЭД-5 плёнку. ФЭД этот был подарен (судя по дарственной надписи) одному подполковнику в далёком 1986 г.Отдала мне этот аппарат его дочь. Как я понял на него и не снимали почти. Состояние аппарата как новый но прижимной столик имеет несколько царапок но не по ходу плёнки а сверху вниз.Сначала сделал тестовую проявку в Родинале 1:100 при t 8 гр. Показала 12 минут. Я сделал раствор 6 градусов и проявлял 14 минут. Недопрояв вышел, но не сказать что сильный. Притом часть плёнки оказалась засвеченной и часть кадров не проявились вообще. Может и снимающий с экспопарами не угадывал... Тем паче вместе с ним мне попал и Орион, на который видно в основном и снимали.Отсканил:

Поработал с кривыми, чтобы свет вытянуть.Т.к фотоаппарат имел происхождение 86-го года я ломал голову с датой фотографий. Вот фото дамы за ней календарь. Сначала пошёл по трудному пути: в каком декабре второе число выпадало на воскресенье? Календарь в компе подсказал, что на 1990 год.Потом забил в поисковик название календаря "Календарь русской природы" и на АВИТО нашлось его изображение и точно - 1990 г.Начали снимать зимой, какие то зимние гуляния.Потом сделали пару кадров летом, как видно на даче, а потом забросили фотоаппарат с недоснятой плёнкой до наших дней...Я попробовал доснять эту плёнку, но т.к. у меня первый опыт с просрочкой, то я сильно промахнулся с экспонометрией. Вместо 8-12 единиц снимал на 32, что привело к дикому недопрояву.

foundfilm.livejournal.com

пополнение: ФЭД-5В - спец агент Кот Малдер

спасибо la_sereine  за столь широкий жест! доверить мне фотоаппарат своего дедушки(!), я просто счастлив! давно хотел поснимать на дальномерный аппарат - и вот собственно случилось)состояние замечательное! все выдержки отрабатывает четко! уже покрутил все ручки, подергал все зажимы, открутил/прикрутил все что откручивалось/прикручивалось) изучил инструкцию)))

итак, фотоаппарат ФЭД-5В, выпуск Iа (название фотоаппарата черными квадратными буквами на белом фоне; слева от окошка дальномера олимпийская символика), год выпуска - 1977.

в комплекте с ним:

- штатный объектив: индустар-61 л/д 1:2,8 53 мм

- широкоугольный объектив: юпитер-12 2.8/35, угол поля зрения 63°

- настоящий кожанный терракотовый чехол

- желтый светофильтр

обязуюсь сдувать пыль(первое, что я сделал) и хранить как зеницу ока)

UPD:

я вчера целый день был в шоке... 

как бы вы расшифровали аббревиатуру "ФЭД" ?! первое что приходило на ум, ну "Фотоаппарат Ээээ... Дальномерный". логично ? ну, ведь логично, правда?

ну почему же эта аббревиатура означает - "Феликс Эдмундович Дзержинский" ?!?!?!!?

ФЭД — серия советских дальномерных и шкальных фотоаппаратов, производимых в 1934—1996 годах в Харькове (Украина). аббревиатура ФЭД расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский».

С 1934 по 1955 фотоаппараты производились Детской трудовой коммуной НКВД УССР им. Ф. Э. Дзержинского, затем — НКАП-СССР Ордена Трудового Красного Знамени заводом им. Ф. Э. Дзержинского, затем Заводом им. Ф. Э. Дзержинского, затем — Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД».

ну что Феликс Эдмундович, пойдемте портить пленки !

фотоаппарат ФЭД-5В

ФЭД-5В — советский дальномерный фотоаппарат. производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1975 по 1990 г. камера отличается от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками. наличие шторного-щелевого затвора обеспечивает отработку выдержек от 1 с до 1/500 с. фотоаппарат является полностью механическим. замер экспозиции производится только с помощью внешнего экспонометра. окуляр видоискателя позволяет производить в небольших пределах фокусировку, в зависимости от зрения.

технические характеристики:

- Корпус — металлический, со съёмной задней крышкой.

- Штатный объектив — Индустар-61 л/д 1:2,8 53 мм.

- Присоединительные размеры для насадок:

гладких — 42 мм;резьбовых — М40×0,5 мм

- Затвор обеспечивает следующие выдержки: 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1 с, B — длительную выдержку.

- Тип применяемого фотоматериала — фотоплёнка типа 135 в кассетах. Формат кадра — 24×36 мм.

- Привод перемотки плёнки и взвода затвора — ручной.

- Счетчик кадров, автоматически сбрасывающийся при открывании задней крышки фотоаппарата.

- Автоспуск — механический.

- Резьба штативного гнезда — 1/4".

инструкция по эксплуатации - здесь

объектив юпитер-12 2.8/35

Широкоугольный несимметричный анастигмат с просветленной оптикой и ирисовой диафрагмой.Предназначался для дальномерных фотоаппаратов типа «Зоркий», выпускался с байонетом для дальномерных фотоаппаратов «Киев».

Создан на основе объектива CZJ Biogon 2.8/35 и выпускался с 1947 года. Помимо КМЗ, выпускался на ЛЗОС.

Отзывы об использовании:

- большая резкость на контурах и размытие мелких деталей- бокэ на бликах имеет вид бублика с провалом яркости по центру

Характеристики:

- Фокусное расстояние 35 мм- Относительное отверстие 1:2.8 до 1:22- Угол поля зрения 63°- Разрешающая способность (центр/край) 34/12 линий/мм- 6 линз в 4 группах- Размер Ø54x58 мм- Резьбовое соединение M39x1/28.8

объектив индустар-61 л/д 1:2,8 53 мм

Вероятно, самый популярный объектив из серии. Объектив средней светосилы с просветленной оптикой. Снабжён ирисовой диафрагмой, в варианте для зеркальных камер — с кольцом предустановки. Расчет выполнен известным советским оптиком академиком Г. Слюсаревым и В. Соколовой. В обеих положительных линзах применен лантановый сверхтяжелый крон СТК6.

Четырехлинзовый «Индустар-61» имеет почти ту же разрешающую силу, что и шестилинзовый «Гелиос-81».

Использовался как штатный для «ФЭДов» и сменный для «Зенитов».

koto-s-foto.livejournal.com


Sititreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта