16-мм киноплёнка. Пленка 16 мм


10 современных фильмов, снятых на пленку - Кино

Примечательная деталь «Интерстеллара» – фильм снят на пленку, что в условиях доминирования цифрового кино само собой подвиг. Вспоминаем другие современные картины, авторы которых отважились поработать с традиционным носителем

01. «Повелитель бури» (Кэтрин Бигелоу, 2009)

Формат: 16-мм

Военная драма Кэтрин Бигелоу о буднях американских саперов, служащих в Ираке, была снята на 16-мм пленку из соображений экономии, а также для придания эффекта документальности. В итоге картина получила девять номинаций премии «Оскар», в шести из которых выиграла, и в том числе была названа «Лучшим фильмом» в обход ультрапрогрессивного «Аватара». Для сторонников аналоговых технологий это, надо полагать, в высшей степени символично.

02. «Самсара» (Рон Фрике, 2011)

Формат: 65-мм

Режиссер этой мрачной философской кинопоэмы – документалист Рон Фрике, до этого работавший над знаменитыми «Коянискатси» и «Баракой». Бессюжетный фильм состоит из чередования столь же захватывающих по своей красоте, сколь и ужасающих кадров, снимавшихся на протяжении пяти лет в 25 странах. Крест на человечестве Фрике ставил самостоятельно модернизированной камерой Panavision с 65-мм пленкой, придающей изображению особый масштаб.

03. «Королевство полной луны» (Уэс Андерсон, 2012)

Формат: 16-мм

Свои пряничные киномиры Уэс Андерсон, как известно, предпочитает конструировать исключительно на пленке. Однако даже для него 16-мм формат редкость – обычно он работает с 35-мм. В «Королевстве полной луны» узкая пленка помогла подчеркнуть специфическую ретро-эстетику 60-х годов, а также детское восприятие мира главных героев.

04. «Мастер» (Пол Томас Андерсон, 2012)

Формат: 70-мм

Пол Томас Андерсон, главный монументалист современного американского кино, просто не мог не снять кино 70-мм формата, будто специально для него и придуманного. Широкая пленка в полной мере позволяет передать масштаб духовных метаний вернувшегося с войны моряка, а также дать убедительную панораму жизни Америки 40-50-х годов. Картина стала первой за пятнадцать лет англоязычной (и всего лишь четвертой за сорок лет) игровой лентой, большая часть которой снята на 70-мм.

05. «Анна Каренина» (Джо Райт, 2012)

Формат: 35-мм

Визуальный ряд эксцентричной, если не сказать китчевой, фантазии на тему одного из главных романов русской литературы два года назад не оставил равнодушным никого. Использование пленки здесь было обусловлено не только околоисторической составной фильма, но и сложной работой со светом. Как справедливо отмечает оператор ленты Шеймас МакГарви, только пленка могла обеспечить необходимое качество изображения и в полное мере передать насыщенность тени при съемке со слабым освещением.

06. «Операция “Арго”» (Бен Аффлек, 2013)

Формат: 8-мм, 16-мм, 35-мм

Еще один аналоговый фильм-триумфатор «Оскара», при работе над которым авторы вдоволь поэкспериментировали с нестандартными пленочными форматами. Узкая пленка использовалась, прежде всего, для создания атмосферы 70-х годов, имитации хроники и телерепортажей. Учитывая сложность соединения разных форматов, фильм не случайно удостоился помимо главной награды «Оскара» премии в номинации «Лучший монтаж».

07. «Во все тяжкие» (2008-2013)

Формат: 35-мм

Непросто поверить, но факт – все 5 сезонов или 62 эпизода «Во все тяжкие» снимались на пленку. Шоураннер сериала Винс Гиллиган убедил руководство канала AMC в необходимости такого шага ради создания по-настоящему кинематографического изображения. С одной стороны, это привело к удорожанию производства, зато с другой – вывело проект на новый качественный уровень. Не зря такие крупные сериалы как «Настоящая кровь», «Подпольная империя» или «Американская история ужасов» тоже снимаются на пленку. Справедливости ради отметим, что какие-то кадры «Во все тяжкие» все-таки снимались на «цифру», к примеру, когда применялась субъективная камера или цейтраферная съемка.

08. «Афера по-американски» (Дэвид О. Расселл, 2013)

Формат: 35-мм

Не так уж и много фильмов может сравниться по тщательности воссоздания другой эпохи и внимании к деталям с «Аферой по-американски». Закат пестрой эры 70-х с аутентичными костюмами, эксцентричными прическами, диско-хитами и отсылками к творчеству Мартина Скорсезе и Луи Маля, конечно, нельзя было реконструировать иначе как на пленке.

09. «Станция “Фрутвейл”» (Райан Куглер, 2013)

Формат: 16-мм

Прошлогодний независимый хит с антирасистским посылом о жизни и трагической гибели обычного афро-американца из Сан-Франциско. По словам оператора фильма Рэйчел Моррисон, 16-мм пленка с высокой зернистостью потребовалась из-за обостренной реалистичности, документальной манеры повествования и особой близости к героям.

10. «Превосходство» (Уолли Пфистер, 2014)

Формат: 35-мм

Оператор большинства фильмов Кристофера Нолана Уолли Пфистер, разумеется, тоже является апологетом пленки. Свой режиссерский дебют, тенденциозный фантастический боевик «Превосходство», Пфистер снял в 35-мм формате. Что любопытно, картина, сюжет которой крутится вокруг темы небывалого компьютерно-технологического прорыва, даже не подвергалась цифровой цветокоррекции. Обычная фотохимическая обработка вроде как даже позволила прилично сэкономить. (с)

cinematographua.livejournal.com

16-мм киноплёнка Википедия

16-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 15,95±0,025 миллиметра с одним или двумя рядами перфорации[1]. Получила широкое распространение в современном кинопроизводстве с небольшими бюджетами.

До недавнего времени использовалась кинопередвижками и в учебных заведениях для кинопоказа при небольших зрительских аудиториях. Кроме того, 16-мм киноплёнка была распространена в исследовательских работах, например для высокоскоростной киносъёмки. Разновидностью 16-мм киноплёнки считается двойная плёнка шириной 32-мм, предназначенная для тиражирования фильмов в этом формате с последующим разрезанием[1].

Особенности[ | код]

«Нормальная» киноплёнка 35-мм и «узкая» 16-мм с оптическими дорожками

Узкая киноплёнка шириной 16-мм на негорючей диацетатной подложке была выпущена компанией Eastman Kodak в 1923 году, как альтернатива любительской 9,5-мм плёнке «Пате-Бэби» французской студии «Pathé»[2]. Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно[3]. В результате успешного внедрения звука на 16-мм киноплёнке и популярности первой цветной обращаемой плёнки Kodachrome, этот формат вытеснил французского конкурента. Принципиальным отличием от киноплёнок, изначально предназначавшихся для профессионального кино, кроме материала подложки стала конструкция кинопроекторов, рассчитанных на такую же зарядку узкоплёночного фильма, как в киносъёмочном аппарате: эмульсией к объективу[4]. Это объясняется тем, что процесс контактной печати изначально не предусматривался для любительского кино, предполагающего использование обращаемой киноплёнки. Поэтому при тиражировании 16-мм фильмокопий для получения на экране прямого изображения применяется оптическая печать через подложку негатива[5].

При шаге перфорации 7,62 мм (для позитивной киноплёнки) размер стандартного кадра формата 16-мм составляет 10,05×7,45 мм[6]. Размеры кадрового окна кинопроектора несколько меньше: 9,45×7,05 мм[7]. Соотношение сторон экрана такого фильма близко академическому и составляет 1,34:1. Перфорация располагается напротив межкадровых промежутков, а её шаг совпадает с шагом кадра. Первая 16-мм киноплёнка выпускалась только с двухсторонней перфорацией. В 1932 году в связи с распространением звукового кино от одного ряда перфораций отказались, и вся аппаратура стала поддерживать одностороннюю перфорацию[8][9]. С двухсторонней перфорацией поставляются киноплёнки, не предназначенные для печати фильмокопий с фонограммой и пригодные для высокоскоростной киносъёмки[10]. Некоторые негативные и обращаемые сорта с односторонней перфорацией снабжались двумя магнитными дорожками: широкой, расположенной на месте отсутствующего ряда перфорации, и узкой «балансировочной» с противоположного края. В СССР 16-мм киноплёнка получила широкое распространение, а расположение кадра и фонограммы на фильмоко

ru-wiki.ru

16-мм киноплёнка — WiKi

Особенности

  «Нормальная» киноплёнка 35-мм и «узкая» 16-мм с оптическими дорожками

Узкая киноплёнка шириной 16-мм на негорючей диацетатной подложке была выпущена компанией Eastman Kodak в 1923 году, как альтернатива любительской 9,5-мм плёнке «Пате-Бэби» французской студии «Pathé»[2]. Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно[3]. В результате успешного внедрения звука на 16-мм киноплёнке и популярности первой цветной обращаемой плёнки Kodachrome, этот формат вытеснил французского конкурента. Принципиальным отличием от киноплёнок, изначально предназначавшихся для профессионального кино, кроме материала подложки стала конструкция кинопроекторов, рассчитанных на такую же зарядку узкоплёночного фильма, как в киносъёмочном аппарате: эмульсией к объективу[4]. Это объясняется тем, что процесс контактной печати изначально не предусматривался для любительского кино, предполагающего использование обращаемой киноплёнки. Поэтому при тиражировании 16-мм фильмокопий для получения на экране прямого изображения применяется оптическая печать через подложку негатива[5].

При шаге перфорации 7,62 мм (для позитивной киноплёнки) размер стандартного кадра формата 16-мм составляет 10,05×7,45 мм[6]. Размеры кадрового окна кинопроектора несколько меньше: 9,45×7,05 мм[7]. Соотношение сторон экрана такого фильма близко академическому и составляет 1,34:1. Перфорация располагается напротив межкадровых промежутков, а её шаг совпадает с шагом кадра. Первая 16-мм киноплёнка выпускалась только с двухсторонней перфорацией. В 1932 году в связи с распространением звукового кино от одного ряда перфораций отказались, и вся аппаратура стала поддерживать одностороннюю перфорацию[8][9]. С двухсторонней перфорацией поставляются киноплёнки, не предназначенные для печати фильмокопий с фонограммой и пригодные для высокоскоростной киносъёмки[10]. Некоторые негативные и обращаемые сорта с односторонней перфорацией снабжались двумя магнитными дорожками: широкой, расположенной на месте отсутствующего ряда перфорации, и узкой «балансировочной» с противоположного края. В СССР 16-мм киноплёнка получила широкое распространение, а расположение кадра и фонограммы на фильмокопиях регламентировались по ГОСТ 25704-83[11].

Негативная и обращаемая 16-мм киноплёнки снабжаются футажными номерами с интервалом в 20 кадров для последующего монтажа. На советских киноплёнках интервал между футажными номерами этих же сортов составлял 40 кадров[12]. Для тиражирования 16-мм фильмокопий использовалась киноплёнка шириной 32-мм с двумя рядами перфораций. При этом с одного 35-мм контратипа путём оптического размножения получали два изображения одного и того же кадра на разных половинах киноплёнки. После печати и лабораторной обработки киноплёнка разрезалась вдоль, давая две идентичные 16-мм фильмокопии с односторонней перфорацией и оптической или магнитной совмещённой фонограммой[13]. Такая технология позволяла удешевить печать, и для неё выпускались специальные кинокопировальные аппараты, например советский «25АМО—1»[14]. Широкоэкранные фильмы перепечатывались на такую же киноплёнку аппаратом «23ЮТО—1» с пансканированием[15]. За пределами СССР получила некоторое распространение печать на 16-мм киноплёнке широкоэкранных фильмокопий с анаморфированным кадром[16][17].

Использование

Несмотря на малую площадь кадра, в течение десятилетия новый формат получил распространение в профессиональном кино в отраслях, где компактность и мобильность важнее качества изображения. По сравнению с «нормальной» 35-мм киноплёнкой узкая позволяет как минимум вдвое уменьшить массу и размеры киноаппаратуры, а также снизить затраты: себестоимость одной части узкоплёночного фильма в три раза ниже, чем обычного[18]. Вес 16-мм фильмокопии в 5,5 раз ниже обычной, что значительно облегчает транспортировку[19]. 16-мм кинопроекторы, как правило, не требуют стационарной установки и квалифицированного обслуживания, позволяя быстро разворачивать киноустановку в мало приспособленных местах[20]. До всеобщего запрета нитратной 35-мм киноплёнки в 1948 году важнейшим достоинством узкоплёночных фильмов была их пожарная безопасность и возможность организации киносеанса в необорудованных залах[21]. Поэтому копии большинства фильмов дополнительно печатались в дешёвом 16-мм варианте для кинопередвижек и учебных заведений. В США такие фильмокопии можно было взять напрокат для домашнего просмотра. 16-мм киноплёнка использовалась и в профессиональном кинопрокате: в начале 1983 года в СССР доля платных киноустановок, оснащённых аппаратурой этого формата, достигала 18,7% от общего количества[22]. До появления видеокамер и видеомагнитофонов 16-мм кинокамеры широко использовались в документальном и прикладном кинематографе, а также для съёмки телерепортажей, поскольку качество получаемого изображения было достаточным для телевидения стандартной чёткости.

Кроме удобства и мобильности, узкоплёночные камеры оказались менее шумными и лучше приспособленными для синхронной съёмки: некоторые из них позволяли создавать совмещённую фонограмму непосредственно на отснятой плёнке[23]. Узкоплёночные микст-камеры массово выпускались американскими компаниями Auricon, Cinema Products, Mitchell, а также Московским заводом киноаппаратуры (16СР, «Русь» 2СР)[24][25]. Для оперативной подготовки новостных сюжетов могла применяться обращаемая киноплёнка, выпускавшаяся только узких форматов и пригодная для телекинопроекции сразу после лабораторной обработки. Некоторой популярностью пользовалась технология кинопроизводства, предусматривающая съёмку на 16-мм обращаемую киноплёнку с последующей оптической печатью тиража 35-мм дубльнегативов, минуя интерпозитив. Благодаря высокому качеству цветопередачи и мелкому зерну обращаемых плёнок, такой способ давал выигрыш за счёт лёгкости малошумных узкоплёночных кинокамер и вспомогательной операторской техники[26]. С появлением кадра «Супер-16» съёмка кашетированных фильмов на негатив этого формата получила широкое распространение. В 2008 году на 16-мм киноплёнку снимались 24% художественных фильмов во всём мире[27]. С применением узкоплёночной микст-камеры «Cinema Products CP-16A» снят известный фильм «Ведьма из Блэр»[28]. Особенно широко 16-мм киноплёнка используется при съёмке телесериалов. Например, все 9 сезонов сериала «Клиника» отсняты узкоплёночными камерами формата «Супер-16»[29].

Малые шаг кадра и масса перемещаемого фотоматериала сделали узкую плёнку предпочтительной в некоторых прикладных областях. В кинорегистраторах видео 16-мм киноплёнка обеспечивала наиболее полную запись телевизионного кадра за счёт специального грейфера с ускорителем, непригодного для 35-мм аналога[30]. Ещё одна область, в которой 16-мм формат оказался выгоднее более широких — скоростная киносъёмка. Высокие скорости доступны не только при непрерывном движении плёнки с оптической компенсацией, но даже с прерывистым, делая полученный материал пригодным для обычного кинематографа. Выгоды от небольших размеров 16-мм кинокамер активно использовались при профессиональной съёмке спорта, позволяя снимать с точек, недоступных 35-мм аппаратуре. Во время зимней Олимпиады 1976 года для отчётного 35-мм фильма проводилась киносъёмка двумя миниатюрными 16-мм камерами «Cinema Products GSAP», закреплёнными на лыжах некоторых спортсменов во время прыжков с трамплина[31].

Компактность 16-мм аппаратуры и высокое качество изображения делали формат пригодным и для скрытной киносъёмки спецслужбами. В СССР для этих целей были разработаны кинокамеры «Имбирь», «Заряд», С-97 и другие[32]. 16-мм киноплёнка получила распространение в любительском кино, став особенно популярной после выпуска в 1935 году первой обращаемой плёнки Kodachrome именно этого формата. Семью годами раньше Kodak освоил выпуск первой в мире цветной 16-мм киноплёнки с лентикулярным растром[33][34]. Однако, несмотря на эти достижения, более экономичная 8-мм киноплёнка после своего появления постепенно вытеснила 16-мм формат из любительского кино[35]. В Советском Союзе на 16-мм киноплёнку снимали, в основном, объединения кинолюбителей, организованные при учреждениях культуры.

16-мм аппаратура

Первые 16-мм кинокамеры были выпущены компанией Eastman Kodak одновременно с киноплёнкой[36]. Оценив перспективы нового формата, производство соответствующей аппаратуры быстро наладили Bell&Howell, Siemens, Zeiss Ikon и другие предприятия, специализирующиеся на точной механике[37]. Из ранних моделей наиболее известны камеры «Kinamo» и «Cine Kodak». Одной из первых 16-мм аппараты профессионального класса стала производить шведская компания Bolex.

В СССР первая собственная 16-мм кинокамера «16С-1» выпущена заводом «Ленкинап» в 1948 году[38]. В дальнейшем выпускались любительские («Киев», «Альфа», «Красногорск») и профессиональные 16-мм кинокамеры («Русь 16-СК», «Кинор 16СХ-2М», «Спутник», «16-СП»). В настоящее время 16-мм киносъёмочная аппаратура выпускается только за рубежом: «Arriflex 16SR-3», «Arriflex 416», «Aaton XTR», «Panaflex 16» и др. Выпуск любительской аппаратуры прекращён. Компания «Photo Sonics» выпускает камеру для ускоренной киносъёмки с частотой до 1000 кадров в секунду. В 2000-х годах появился класс цифровых кинокамер с размером сенсора, совпадающим с кадром «Супер-16», и пригодным для 16-мм съёмочной оптики. Наиболее известные из них — шведские «Bolex D16» и «Ikonoskop»[39][40][41].

  • Любительская камера «Minute-16» 1949 год

  • Профессиональная камера «Bolex h26»

  • Профессиональная камера «Arri 16 ST»

  • Профессиональный аппарат «Arriflex 16SR»

Первый звуковой 16-мм кинопроектор выпущен на рынок компанией RCA в 1930 году. С тех пор подавляющее большинство кинопроекционной аппаратуры этого формата выпускалось с оптической звукочитающей системой, а некоторые модели дополнялись магнитным звукоблоком. В СССР первые немые кинопроекторы «А-16» начали выпускаться в 1932 году одесским заводом треста «Киномехпром»[42]. На смену им пришло семейство «16-НП», разные модели которого выпускались до середины 1960-х годов[43]. В дальнейшем выпускались только звуковые аппараты: «16-ЗП-6», «Школьник» ПУ-16-2, «Украина» ПП-16-1, «Украина-4» ПП-16-4 и более современные «Украина-5» П16П1 и «Украина-7» П16П3[44][45]. Марки «Школьник» и «Украина» централизованно распределялись в учебные заведения, и имелись в большинстве советских школ.

В отличие от любительских 8-мм кинопроекторов эти аппараты поставлялись только в составе киноустановки, включавшей также автотрансформатор, усилитель звука, громкоговоритель, экран и склеечный пресс. Портативные 16-мм кинопроекторы «ЛКП», «Радуга» КП-1, «Каштан» КЛН-1 и 16-КПЗЛ-3 были рассчитаны на подключение внешнего усилителя или оснащались портативным звуковоспроизводящим устройством в съёмном футляре[46]. Наиболее совершенную конструкцию имели кинопроекторы «Эра-101» и «Эра-103 автомат», оснащённые автоматической зарядкой фильма и дистанционным управлением[47]. Для небольших кинотеатров выпускались стационарные кинопроекторы 16ПС-1 «Черноморец» и КПС-16-2 с ксеноновой лампой, рассчитанные на установку в специальной аппаратной и непрерывный показ двумя постами. Кроме того, выпускалась 16-мм приставка «ЮП-1», предназначенная для демонстрации узкоплёночных фильмов стационарными 35-мм и широкоформатными кинопроекторами[48].

Супер-16

  Стандарты Super-16 и 16-мм

В 1969 году шведский кинооператор Руне Эриксон предложил производственный формат — «Супер-16» на 16-мм киноплёнке с односторонней перфорацией[49]. Он был рассчитан на последующее увеличение при оптической печати кашетированных совмещённых фильмокопий на 35-мм киноплёнке. Для печати на 16-мм киноплёнке новый формат непригоден, поскольку ширина его кадра увеличена за счёт отказа от резервирования пространства для звуковой дорожки с одного края плёнки. Первые камеры формата «Супер-16» были получены переделкой стандартных в мастерских киностудий, но через некоторое время многие производители запустили промышленный выпуск оборудования: киносъёмочной аппаратуры, кинокопировальных аппаратов, монтажных столов и т. д. В настоящее время кадр «Супер-16» принят в качестве международного стандарта SMPTE наряду с обычным кадром 16-мм.

В СССР формат не применялся, но в настоящее время широко используется в России и за рубежом для съёмки телесериалов по технологии Digital Intermediate, поскольку информационная ёмкость такого кадра на современных сортах плёнки достаточна для телевидения высокой чёткости[50].

Ультра-16

Впервые использован кинооператором Фрэнком Демарко при съёмках кинопроб для фильма «Пи». Формат «Ультра-16» так же является производственным и отличается от «Супер-16» симметричным расположением кадра относительно киноплёнки. Кадр «Ультра-16» получается увеличением стандартного на 0,77 мм с каждой стороны по ширине. При этом углы экспонируемого участка частично заходят на перфорацию[51]. Полезная площадь кадра с соотношением сторон 1,85:1 занимает всю высоту между перфорациями и составляет 11,8×6,25 мм. С него возможна оптическая печать кашетированных фильмокопий, а также получение видео высокой чёткости формата 16:9[52]

Достоинство формата заключается в более простой переделке стандартной киносъёмочной аппаратуры, чем для «Супер-16» с такой же площадью кадра. Для кадрирования может использоваться штатный видоискатель, поскольку кадровое окно растачивается симметрично[51]. Остаётся пригодной вся 16-мм оптика без бокового смещения байонета относительно оси киноплёнки. Более того, просмотр полученного фильма возможен стандартным кинопроектором с незначительным срезанием изображения справа и слева, а после доработки фильмового канала кадр виден целиком[53]. В отличие от «Супер-16» новый размер кадра не принят в качестве международного стандарта, и используется кинематографистами неофициально. Съёмочная аппаратура этого формата не выпускается промышленно, а переделывается из обычной.

См. также

Источники

  1. ↑ 1 2 Киноплёнка 16-мм. Размеры и методы контроля (рус.). ГОСТ 20904-82. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (1 июля 1983). Проверено 12 февраля 2015.
  2. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 49.
  3. ↑ Гордийчук, 1979, с. 35.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 203.
  5. ↑ Кинокопировальная аппаратура, 1962, с. 56.
  6. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 66.
  7. ↑ Гордийчук, 1979, с. 38.
  8. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 383.
  9. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 234.
  10. ↑ Типы и форматы киноплёнки (рус.). Kodak. Проверено 10 мая 2012. Архивировано 11 августа 2012 года.
  11. ↑ Материалы фильмовые. Поля изображения и дорожки записи (рус.). ГОСТ 25704—83. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (1 января 1985). Проверено 24 января 2015.
  12. ↑ Киноплёнки для профессиональной кинематографии и телевидения. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (рус.). ГОСТ 26569—85. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (26 июня 1985). Проверено 8 января 2015.
  13. ↑ Гордийчук, 1979, с. 403.
  14. ↑ Техника кино и телевидения №10, 1980, с. 4.
  15. ↑ Гордийчук, 1979, с. 401.
  16. ↑ Гордийчук, 1979, с. 397.
  17. ↑ Бернштейн, 2007, с. 75.
  18. ↑ Техника кино и телевидения №11, 1973, с. 40.
  19. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 447.
  20. ↑ Возможности и перспективы 16-мм формата киноплёнки, 1981, с. 32.
  21. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 30.
  22. ↑ Техника кино и телевидения, 1985, с. 6.
  23. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 58.
  24. ↑ Auricon (англ.). Classic Motion Picture Cameras. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  25. ↑ Звуковые камеры 16СР; 2СР; 2СР-М (рус.). Кинокамеры. Сайт кино и видеотехники XX века. Проверено 14 декабря 2014.
  26. ↑ Техника кино и телевидения №11, 1973, с. 42.
  27. ↑ Алексей Бочков. Кинопленка: была, есть и будет (рус.). Кинопроизводство. журнал «Broadcasting» (2008). Проверено 19 сентября 2015.
  28. ↑ Technical Specifications (англ.). Ведьма из Блэр. IMDb. Проверено 25 июня 2015.
  29. ↑ Highdef, 2008, с. 24.
  30. ↑ Wesley S. Griswold, «Why TV Is Going Movie-Mad», Popular Science, Февраль 1955, с. 118.
  31. ↑ Бернштейн, 2007, с. 48.
  32. ↑ Keith Melton, Владимир Алексеенко. Специальные киноаппараты КГБ (рус.). Камеры для разведцелей. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Проверено 11 октября 2016.
  33. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 384.
  34. ↑ Chronology of Motion Picture Films — 1889 to 1939 (англ.). KODAK FILM HISTORY. Kodak. Проверено 17 июля 2013. Архивировано 30 августа 2013 года.
  35. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 52.
  36. ↑ Фотомагазин, 2001, с. 120.
  37. ↑ 16 mm cameras (англ.). Cine Collection. Anna & Terry Vacani. Проверено 3 февраля 2015.
  38. ↑ Киносъёмочная аппаратура, 1971, с. 25.
  39. ↑ MediaVision, 2014, с. 54.
  40. ↑ The Digital Bolex Cinema Camera: Modernizing History (англ.). Camera. Digital Bolex. Проверено 3 февраля 2015.
  41. ↑ Andrew Reid. Ikonoskop A-Cam dll vs Blackmagic Cinema Camera — first impressions (англ.). Reviews. EOSHD (23 November 2012). Проверено 3 февраля 2015.
  42. ↑ А16/УП-2 (рус.). Кинопроекторы. Сайт кино- и видеотехники XX века. Проверено 10 февраля 2015.
  43. ↑ Как самому снять и показать кинофильм, 1952, с. 228.
  44. ↑ Справочник киномеханика, 1988, с. 231.
  45. ↑ Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 286.
  46. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 572.
  47. ↑ Техника кино и телевидения №5, 1980, с. 1.
  48. ↑ Техника кино и телевидения №2, 1980, с. 56.
  49. ↑ Super-16 (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 8 января 2015.
  50. ↑ The beauty of 16 (англ.). Camera technologies. Arri. Проверено 9 мая 2012. Архивировано 19 сентября 2012 года.
  51. ↑ 1 2 Ultra16 camera modification (англ.). Movie-project Consultant. Проверено 22 января 2015.
  52. ↑ Jacob Dodd. The Revelation of Ultra 16mm (англ.). James River Film Journal (27 October 2010). Проверено 22 января 2015.
  53. ↑ Can 16 mm became wider? (англ.). Ultra 16  (недоступная ссылка — история). Film is fine (29 April 2014). Проверено 22 января 2015. Архивировано 22 января 2015 года.

Литература

  • Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава IX. Изготовление звуковых фильмов // Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. 200—236. — 368 с.
  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Ю. А. Василевский, В. Г. Комар, В. Б. Мунькин, А. С. Темерин, В. Л. Трусько, В. В. Чаадаев, Ю. П. Черкасов Системы кинематографа с различными форматами кадра (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1985. — № 1. — С. 5—11. — ISSN 0040-2249.
  • Н. И. Воронов, С. Я. Голосинский, А. П. Иванов, В. Ф. Пиявский, Г. Ю. Просвирнин, М. Р. Фридман Новая базовая модель кинокопировального аппарата оптической аддитивной печати (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1980. — № 10. — С. 3—10. — ISSN 0040-2249.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • О. Ф. Гребенников. Киносъёмочная аппаратура / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1971. — 352 с. — 9000 экз.
  • Гордийчук, И. Б. Системы узкоплёночного кинематографа // Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство, 1979. — С. 34—38. — 440 с.
  • Ершов К. Г. Глава 6. Технические средства звукозаписи при киносъёмке // Киносъёмочная техника / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1988. — С. 192—236. — 272 с. — ISBN 5-217-00276-0.
  • Е. А. Иофис. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Кудряшов, Н. Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М., : Госкиноиздат, 1952. — С. 5—9. — 252 с.
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 315 с.
  • Максим Томилин Джордж Истмен и фотография на плёнке (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 1—2. — С. 117—121. — ISSN 1029-609-3.
  • Ю. П. Черкасов. Справочник киномеханика / Л. А. Савина. — М.,: «Высшая школа», 1988. — 415 с. — ISBN 5-06-001188-7.
  • Bob Fisher A new HD frontier for Scrubs (англ.) // «Highdef» : журнал. — 2008. — Ноябрь—декабрь (no. 6). — P. 24—25.

Ссылки

ru-wiki.org


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта