Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». Клетки пленки чешуи лука


Клетки кожицы листа валлиснерии (Vallisneria spiralis l.)

Для приготовления препарата на любой из сторон линейного листа валлиснерии скальпелем или препаровальной иглой надрезают кожицу, кусочек которой сдирают с листовой пластинки, кладут в каплю воды на предметное стекло, осторожно накрывают покровным стеклом и рассматривают при малом и большом увеличении микроскопа (Рис. 8).

Клетки кожицы либо вытянуты по длине листа, либо имеют квадратные или многоугольныеочертания. Оболочки клеток тонкие, прозрачные, плотно примыкающие одна к другой. В клеткахвидны многочисленные зеленые тельца – хлоропласты, илихлорофилловые зерна. Хлоропласт имеет форму двояковыпуклой линзы, фронтальная сторона которой всегда обращена к клеточной стенке.

Рис. 8. Кожица листа валлиснерии: 1 – оболочка клетки; 2 – хлоропласты; 3 – ядро; 4 – направления движения цитоплазмы; 5 – цитоплазма

При внимательном наблюдении можно видеть, что пластиды перемещаются вдоль клеточных стенок. Это происходит вследствие движения вокруг центральной вакуоли цитоплазмы. Такоедвижение называют круговым или ротационным (циклоз).

Движение цитоплазмы играет важную роль в осуществлении обменных процессов и распределении веществ внутри клетки. В естественных условиях цитоплазма движется очень медленно, под влиянием физических или химических раздражителей движение обычно ускоряется. Это движение называют вторичным. Довольно быстрое движение цитоплазмы в клетках валлиснерии вызвано механическим повреждением листа в связи со снятиемкожицы. Сначала оно заметно лишь в некоторых, а затем почти во всех клетках. Движение можно ускорить, если лист на несколько минут положить в теплую воду или добавить в нее каплю спирта.

Задание.Приготовить временный препарат кожицы листа валлиснерии. Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении. Зарисовать клетку и видимые органеллы. Сделать подписи к рисунку. Описать препарат.

Плазмолиз в клетках кожицы чешуи луковицы репчатого лука (Аlliит сера l.)

Для ознакомления со строением клеток и особенностями плазмолиза можно использовать кожицу, покрывающую внутренние чешуи луковицы лука. Слегка надрезанная скальпелем или препаровальной иглой кожица обычно легко сдирается. Ее рассматривают в воде под покровным стеклом при малом и большом увеличении микроскопа.

Клетки кожицы разных размеров, многоугольные, с тонкими, плотно сомкнутыми стенками (Рис. 9). В некоторых местах стенки пересечены узкими канальцами – порами, которые посередине перегорожены тонкой мембраной. В клетке хорошо видно ядро с ядрышком. Ядро окружено цитоплазмой, составляющей так называемый ядерный кармашек, соединенный тяжами с постенным слоем цитоплазмы. В цитоплазме встречаются капли эфирных масел, а в вакуолях – мелкие кубические или призматические кристаллы щавелевокислого кальция.

Рис. 9. Плазмолизированные клетки чешуи лука: 1 – ядро; 2 – вакуоли; 3 – кристалл оксалата кальция; 4 – оболочка клетки; 5 – плазмалемма; 6 – нити Гехта

Цитоплазма в клетках кожицы лука более вязкая, чем у водных растений. О высокой вязкости цитоплазмы можно судить по характеру плазмолиза. Во многих клетках плазмолиз вогнутый. Отошедшие от стенок искривленные участки протопласта обращены к стенкам вогнутыми сторонами. В некоторых местах протопласт связан с клеточными стенками тонкими цитоплазматическими тяжами – «нитями Гехта», часть которых со временем разрывается.

Лучше всего наблюдать плазмолиз в клетках лиловых чешуй лука. Окраска чешуй обусловлена наличием в клеточном соке водорастворимого пигмента – антоциана. По мере выхода из вакуоли воды концентрация пигмента увеличивается, и окраска клеточного сока становится интенсивнее.

Задание.Приготовить временный препарат чешуи лука. Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении. Зарисовать клетки эпидермиса внутренней чешуи луковицы лука: общий вид и плазмализированные клетки. Сделать подписи к рисунку. Описать препарат.

studfiles.net

строение клетки чешуйки кожицы лука

Под микроскопом клетки кожицы похожи на прижатые друг к другу крошечные мешочки, наполненные слизистым содержимым.

Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, пронизанную микроскопическими отверстиями порами. Под оболочкой внутри клетки находится живое бесцветное вязкое вещество цитоплазма. Цитоплазма медленно движется и может сжиматься. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме находится небольшое плотное тельце ядро с ядрышком. С помощью электронных микроскопов, имеющих большое увеличение, ученые установили, что ядро клетки очень сложно по своему строению.

Почти во всех, особенно в старых, клетках хорошо заметны полости вакуоли. Они заполнены клеточным соком.

Клеточного сока иногда бывает так много, что цитоплазма и ядро оттесняются к оболочке, а всю середину клетки занимает одна большая вакуоль. Клеточного сока много в клетках спелых плодов и в сочных, мясистых органах растений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем оболочки клеток, и из вакуолей вытекает сок. Клеточный сок это вода с растворенными в ней солями, сахаром и различными другими веществами. Например, в клеточном соке лимона растворена лимонная кислота.

В клеточном соке содержатся также различные красящие вещества, придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам цветков и другим органам растений.

В цитоплазме в большом количестве встречаются мелкие тельца пластиды. При большом увеличении пластиды хорошо различимы. Можно даже подсчитать их число. В клетках разных органов растений число их различно. Например, в каждой клетке листа встречаются до 100 и более пластид.

В клетках кожицы лука пластиды бесцветные. У цветковых растений различают зеленые пластиды, желтые, оранжевые, красные и бесцветные. От окраски пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска растений. Хлоропласты это зеленые пластиды.

info-4all.ru

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом/

  1. Одна рука аккуратно берет за края предметное стекло, другая протирает его салфеткой.

(рис.2)

Чистое предметное стекло рука кладет на стол.

  1. Появляется рука с пипеткой. На стекло наносится 1 капля воды из пипетки.

(рис.3)

Удаляется предметное стекло.

  1. Появляется чашка Петри с кусочком луковицы. Левая рука берет препаровальную иглу, правая пинцет. Пинцет снимает кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука, а препаровальная игла помогает.

(рис.4)

  1. Приближается предметное стекло с капелькой воды.

Рука с пинцетом, помещает кожицу лука в каплю воды.

  1. Препаровальная игла расправляет кожицу лука.

(рис.5)

  1. Появляется рука, в которой пинцет держит покровное стекло. Пинцет аккуратно размещает покровное стекло.

(рис.6)

  1. Руки осторожно прикладывают на покровное стекло с двух сторон кусочки фильтровальной бумаги, уменьшая тем самым объем воды между стеклами. Бумага намокает.

  1. Появляется микроскоп. Рука протирает салфеткой зеркало, затем появляется глаз, смотрящий в окуляр.

  1. Руки помещают препарат на предметный столик, затем вращают револьверный столик, останавливается объектив, увеличивается изображение объектива и цифры на нем (х8), объектив возвращается к исходному размеру. Руки вращают зеркало.

  1. Появляется увеличенное изображение препарата.

(рис.7)

Рука убирает препарат с предметного столика. Препарат удаляется.

  1. Одна рука берет баночку с йодом. Пипеткой набирает 1-2 капли из сосуда, йод удаляется. Другая рука кладет на стол приготовленный препарат.

  1. Появляется одна рука с пинцетом, которым приоткрывается покровное стекло, другая рука держит пипетку с йодом и наносит каплю на препарат. Пинцет вновь накрыть препарат покровным стеклом.

  1. Появляется микроскоп. Руки помещают на предметный столик препарат.

Руки вращают револьверный столик, останавливается объектив, увеличивается изображение объектива и цифры на нем (х20), объектив возвращается к исходному размеру. Руки вращают зеркало.

  1. Показать клетки при увеличении.

(рис.8)

Последовательно появляются надписи со стрелками:

  1. оболочка, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) вакуоль

  1. Появляется рисунок

(рис.9)

Увеличить одно изображение клетки с подписями.

Текст вывода появляется под рисунком клетки

  1. Вы научились готовить влажные микропрепараты натуральных объектов.

  2. Изучили строение растительной клетки и выяснили, что она состоит: из растительной оболочки, ядра, вакуоли с клеточным соком.

  3. Клетка является единицей строения растения.

  1. Рука убирает препарат с предметного столика. Препарат удаляется.

  1. Возьмите предметное стекло, протрите его салфеткой.

  1. Нанесите на него 1 каплю воды.

  1. Аккуратно при помощи пинцета снимите с внутренней стороны чешуйку кожицы лука.

  1. Поместите кожицу лука в капельку воды предметного стекла.

  1. При помощи иглы расправьте кожицу.

  1. Накройте покровным стеклом препарат.

  1. Уберите лишнюю воду при помощи фильтровальной бумаги.

  1. Приготовьте микроскоп к работе.

  1. Поместите препарат под малое увеличение микроскопа.

  1. Рассмотрите препарат при увеличении 160х. Определите размер, форму и части клетки.

  1. Возьмите йод.

  1. Добавьте в препарат 1-2 капли йода в микропрепарат.

  1. Поместите препарат под большое увеличение.

  1. Рассмотрите клетки, найдите все главные части. Тёмная полоска, окружающая клетку – это оболочка; под ней вещество золотистого цвета – цитоплазма. В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком.

  1. Зарисуйте 2-3 клетки чешуйки кожицы лука. Укажите все главные части, подпишите названия частей.

Сделайте вывод.

  1. После окончания работы, приведите свое рабочее место в порядок.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока биологии на тему «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

  1. Одна рука аккуратно берет за края предметное стекло, другая протирает его салфеткой.

(рис.2)

Чистое предметное стекло рука кладет на стол.

  1. Появляется рука с пипеткой. На стекло наносится 1 капля воды из пипетки.

(рис.3)

Удаляется предметное стекло.

  1. Появляется чашка Петри с кусочком луковицы. Левая рука берет препаровальную иглу, правая пинцет. Пинцет снимает кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука, а препаровальная игла помогает.

(рис.4)

  1. Приближается предметное стекло с капелькой воды.

Рука с пинцетом, помещает кожицу лука в каплю воды.

  1. Препаровальная игла расправляет кожицу лука.

(рис.5)

  1. Появляется рука, в которой пинцет держит покровное стекло. Пинцет аккуратно размещает покровное стекло.

(рис.6)

  1. Руки осторожно прикладывают на покровное стекло с двух сторон кусочки фильтровальной бумаги, уменьшая тем самым объем воды между стеклами. Бумага намокает.

  1. Появляется микроскоп. Рука протирает салфеткой зеркало, затем появляется глаз, смотрящий в окуляр.

  1. Руки помещают препарат на предметный столик, затем вращают револьверный столик, останавливается объектив, увеличивается изображение объектива и цифры на нем (х8), объектив возвращается к исходному размеру. Руки вращают зеркало.

  1. Появляется увеличенное изображение препарата.

(рис.7)

Рука убирает препарат с предметного столика. Препарат удаляется.

  1. Одна рука берет баночку с йодом. Пипеткой набирает 1-2 капли из сосуда, йод удаляется. Другая рука кладет на стол приготовленный препарат.

  1. Появляется одна рука с пинцетом, которым приоткрывается покровное стекло, другая рука держит пипетку с йодом и наносит каплю на препарат. Пинцет вновь накрыть препарат покровным стеклом.

  1. Появляется микроскоп. Руки помещают на предметный столик препарат.

Руки вращают револьверный столик, останавливается объектив, увеличивается изображение объектива и цифры на нем (х20), объектив возвращается к исходному размеру. Руки вращают зеркало.

  1. Показать клетки при увеличении.

(рис.8)

Последовательно появляются надписи со стрелками:

  1. оболочка, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) вакуоль

  1. Появляется рисунок

(рис.9)

Увеличить одно изображение клетки с подписями.

Текст вывода появляется под рисунком клетки

  1. Вы научились готовить влажные микропрепараты натуральных объектов.

  2. Изучили строение растительной клетки и выяснили, что она состоит: из растительной оболочки, ядра, вакуоли с клеточным соком.

  3. Клетка является единицей строения растения.

  1. Рука убирает препарат с предметного столика. Препарат удаляется.

  1. Возьмите предметное стекло, протрите его салфеткой.

  1. Нанесите на него 1 каплю воды.

  1. Аккуратно при помощи пинцета снимите с внутренней стороны чешуйку кожицы лука.

  1. Поместите кожицу лука в капельку воды предметного стекла.

  1. При помощи иглы расправьте кожицу.

  1. Накройте покровным стеклом препарат.

  1. Уберите лишнюю воду при помощи фильтровальной бумаги.

  1. Приготовьте микроскоп к работе.

  1. Поместите препарат под малое увеличение микроскопа.

  1. Рассмотрите препарат при увеличении 160х. Определите размер, форму и части клетки.

  1. Возьмите йод.

  1. Добавьте в препарат 1-2 капли йода в микропрепарат.

  1. Поместите препарат под большое увеличение.

  1. Рассмотрите клетки, найдите все главные части. Тёмная полоска, окружающая клетку – это оболочка; под ней вещество золотистого цвета – цитоплазма. В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком.

  1. Зарисуйте 2-3 клетки чешуйки кожицы лука. Укажите все главные части, подпишите названия частей.

Сделайте вывод.

  1. После окончания работы, приведите свое рабочее место в порядок.

docbase.org

Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Рабочая карта урока.

Учени___ 5 класса __________________________________________________

Тема урока:________________________________________________________

Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки»

    Вставь в тексте пропущенные слова.

    «Клетка снаружи имеет плотную_____________ . Под ней расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ___________, в котором находиться округлое тельце -__________ . В цитоплазме расположены полости - __________, заполненные ______________ _______ и многочисленные мелкие тельца - ____________, из них зеленые носят название _______________»

    Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» (стр. 36)

      Цель:________________________________________________________________________.

      Опишите последовательность приготовления микропрепарата.

        1)________________________________________________________

        2)________________________________________________________

        3)________________________________________________________

        4)________________________________________________________

        2. Подготовить микроскоп к работе.

        3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.________________________________________

        __________________________________________________________________

        Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?___________________________________

          _____________________________________________________________

          Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

            Вывод: ______________________________________________________________________

            __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            _____________________________________________________________________________

            Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат.

              Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.

              С лука сняли кожицу

              Тонкую, _____________,

              Положили кожицу

              На стекло_____________

              Микроскоп поставили,

              Препарат - на___________,

              Объектив направили,

              Глядь, а лук из долек!

              Дольки – это_____________

              С ядрами внутри.

              ________________ крупные

              В клетках рассмотрели.

              Снаружи - _______________,

              Под нею - ________________

              Зеленые пластиды

              Искать будешь напрасно.

              Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления мик­ропрепарата.

              1 2 3 4

              Правильный ответ:____________________________________________________________

              Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

              ПРИЗНАКИ

              ЧАСТИ КЛЕТКИ

              А) содержит клеточный сок

              1) ядро

              Б) небольшое плотное тельце

              2) цитоплазма

              В) прозрачная и полупроницаемая

              3) оболочка

              Г) придают окраску осенним листьям

              4) вакуоль

              Д) вязкое вещество

              5) пигменты

               

              а

              б

              в

              г

              д

                       

               

              Задание №4. Правильны ли следующие утверждения?

              Выпишите номера только правильных утверждений.

              1.Все растения состоят из клеток.

              2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки

              3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза

              4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки

              5. Оболочка клетки не проницаема

              Подведем итоги:

              Мне было интересно ….

              Мне было трудно ….

              Сегодня я узнал ….

              Я научился ….

                Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20 ___ г.

                Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

                Цель. В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и рисунке.

                Задачи:

                образовательные: дать элементарные представления о строении растительной клетки

                воспитательные: закрепить - навык исследовательской работы; развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

                развивающие: продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки; формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах; конкретизировать основные понятия темы.

                Планируемые результаты обучения.

                Предметные:

                Учащиеся должны знать: элементарное строение клетки; значение частей клетки, их названия; название и назначение лабораторного оборудования.

                Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; находить на микропрепарате изучаемые органоиды; зарисовывать рассматриваемые объекты.

                Метапредметные:

                Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

                Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

                Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

                Личностные:

                Проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

                Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один на пару), репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод; Компьютер, проектор, интерактивная доска. Рабочая карта урока.

                Ход урока.

                Орг. момент.

                Актуализация новых знаний и проверка домашнего задания.

                  Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке. Для этого послушайте стихотворение.

                  Препарат растения

                  В микроскоп рассмотрим,

                  Объектив опять направим,

                  Ахнем или охнем!

                  Клетки у растения –

                  Типичного строения.

                  В клетках есть ядро,

                  С ядрышком внутри оно.

                  Оболочка, цитоплазма,

                  Из пластид там- лейкопласты, хлоропласты, хромопласты!

                  Какое строение имеет клетка?

                  Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки»

                  Вставь в тексте пропущенные слова.

                  «Клетка снаружи имеет плотную_____________ . Под ней расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ___________, в котором находиться округлое тельце -__________ . В цитоплазме расположены полости - __________, заполненные ______________ _______ и многочисленные мелкие тельца - ____________, из них зеленые носят название _______________»

                  Изучение нового материала.

                    Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» (стр. 36)

                    Цель: изучить строение растительной клетки на примере кожицы лука

                    Ход работы.

                    Опишите последовательность приготовления микропрепарата.

                    1)________________________________________________________

                    2)________________________________________________________

                    3)________________________________________________________

                    4)________________________________________________________

                    2. Подготовить микроскоп к работе.

                    3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.________________________________________

                    __________________________________________________________________

                    Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?___________________________________

                    _____________________________________________________________

                    Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

                    Беседа по результатам лабораторной работы.

                    Как вы приготовили препарат кожицы лука?

                    Зачем окрашивали кожицу лука йодом?

                    Какие части клетки увидели под микроскопом?

                    Какое строение имеет растительная клетка?

                    Что отсутствует в клетке кожицы лука?

                      Подведем итог:

                      - растения состоят из клеток;

                      - разные клетки имеют схожее строение.

                      - клетка – целостная биологическая система.

                      - клетка является основной структурной единицей живого организма.

                      Закрепление.

                        Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат.

                        Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.

                        С лука сняли кожицу

                        Тонкую, бесцветную,

                        Положили кожицу

                        На стекло предметное.

                        Микроскоп поставили,

                        Препарат - на столик,

                        Объектив направили,

                        Глядь, а лук из долек!

                        Дольки – это клетки

                        С ядрами внутри.

                        Вакуоли крупные

                        В клетках рассмотрели.

                        Снаружи - оболочка,

                        Под нею - цитоплазма

                        Зеленые пластиды

                        Искать будешь напрасно.

                        Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления мик­ропрепарата.

                        2143

                        Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

                        ПРИЗНАКИ

                        ЧАСТИ КЛЕТКИ

                        А) содержит клеточный сок

                        1) ядро

                        Б) небольшое плотное тельце

                        2) цитоплазма

                        В) прозрачная и полупроницаемая

                        3) оболочка

                        Г) придают окраску осенним листьям

                        4) вакуоль

                        Д) вязкое вещество

                        5) пигменты

                         

                         

                        Задание №4. Правильны ли следующие утверждения?

                        1.Все растения состоят из клеток.

                        2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки

                        3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза

                        4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки

                        5. Оболочка клетки не проницаема

                        Домашнее задание.

                          Стр. 34-37, написать хвалебную оду для клетки

                          Рефлексия.

                            Мне было интересно ….

                            Мне было трудно ….

                            Сегодня я узнал ….

                            Я научился ….

                              xn--j1ahfl.xn--p1ai

                              Клетки кожицы лука под микроскопом описание — Мир цветов

                              Строение растительной клетки

                              Рассмотрите на рисунке (рис. 87) строение клетки листа элодеи. Чем она отличается от уже известной вам клетки чешуи кожицы лука?

                              Внешнее строение растительных клеток. На разломе плодов апельсина, мандарина, томата видны крошечные вытянутые пузырьки (рис. 85). Это мельчайшие частицы каждого организма — клетки. Невооруженным глазом их можно увидеть также в мякоти плодов арбуза и лимона. Из клеток состоят все органы цветковых растений. Клетки растений очень разнообразны по форме, величине и окраске.

                              Клетка листа элодеи (рис. 87) имеет снаружи прозрачную и прочную оболочку. Она состоит в основном из клетчатки — органического вещества, подобного крахмалу. Оболочка защищает содержимое клетки от механических и других воздействий. Внутри клетки находятся цитоплазма, ядро, зеленые пластиды и обычно одна крупная вакуоль.

                              Рис. 87. Строение клетки листа элодеи Цитоплазма — полужидкое слизистое содержимое клетки, имеющее сложное строение. В зрелой клетке элодеи она находится в виде постенного слоя вблизи оболочки. В молодой клетке цитоплазма занимает почти всю ее полость. В цитоплазме происходят процессы, обеспечивающие жизнь клетки и всего организма в целом.

                              У многих растений в клеточном соке содержатся красящие вещества — пигменты (от лат. слова «пигментум» — краска). Они придают органам растений (цветкам, плодам, стеблям и листьям, корнеплодам) синюю, фиолетовую, красную и другую окраску.

                              Рис. 88. Хромопласты в клетках органов растений Хромопласты и лейкопласты. Кроме зеленых пластид, в клетках разных растений встречаются желтые, красные и оранжевые хромопласты (от греч. слова «хрома» — цвет) (рис. 88) и бесцветные лейкопласты (от греч. слова «лейкос» — белый) (рис. 89). С наличием хромопластов в клетке связана окраска цветков (желтые — лютик, одуванчик), плодов (красные — шиповник, рябина), корнеплодов (оранжевая — морковь), а так же осенних листьев.

                              Рис. 89. Лейкопласты в клетке кожицы листа традесканции

                              Возможно превращение лейкопластов в хлоропласты и (реже) в хромопласты. Хлоропласты также могут превращаться в хромопласты или лейкопласты. Зеленые плоды томатов, например, по мере созревания становятся красными.

                              Запасные вещества клетки. В клетках различных органов цветковых растений накапливаются органические вещества: крахмал, белок, жир. Крахмал откладывается в лейкопластах в виде крахмальных зерен (рис. 90). Большое количество крахмала имеется, например, в клетках клубней картофеля. В этом можно убедиться, капнув на срез клубня слабым раствором йода — срез посинеет.

                              Рис. 91. Белковые зерна в клетках семени клещевины

                              Растительная клетка; оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты; вакуоль, клеточный сок, клетчатка, крахмальное зерно, белковое зерно.

                              Строение клеток кожицы лука под микроскопом

                              «Строение клеток кожицы лука под микроскопом ». лабораторная работа по теме: «Строение растительной клетки» (6 класс).

                              Биология 6 класс

                              краткое содержание других презентаций

                              «Всё о цветах» — Жасмин. Земляника. Как составить букет. Юность. Герберы. Цветочный этикет. Цветы для составления букетов. Калина. Цветы. Розы и фиалки. Совместимость цветов друг с другом. Цвета и чувства. Викторина. Гладиолус. Как узнать, свежий ли цветок. Магнолия. Клевер. Орхидея. Гвоздика. Всё о цветах. Сколько цветов дарить. Цветы около водоемов. Анютины глазки. Бегония. Элегантность. Бутон тоже может поведать истинный возраст.

                              «Растение мох» — Кратковременные странники. Значение. Мохообразные. Лабораторная работа. Ежегодные странники. Условия окружающей среды. Классы мхов. Бриология. Аквариумы. Оседлые долгожители. Выполни тест. Многолетние странники. Значение моховидных в природе. Скалы и камни. Формирование знаний. Сравни и заполни таблицу. Сравните. Перевязочный материал. Строение мха. Пух. Распространение. Лес. Стоительный материал.

                              «Фотосинтез растений» — Формирование понятия о питании растений. Выдержанное в темноте растение. Роль света. Фотосинтез. Характеристика фотосинтеза. Урожай. Знания о фотосинтезе. Поперечный срез листа. Контроль знаний. Условия для фотосинтеза. Процесс образования органических веществ. Описание опыта.

                              Всего в теме «Биология 6 класс» 104 презентации

                              Клетки кожицы лука под микроскопом

                              << Приготовление микропрепарата

                              Жизнедеятельность клетки >>

                              Клетки кожицы лука под микроскопом.

                              Цитология

                              краткое содержание других презентаций о цитологии

                              «Биология Мейоз» — Деление клетки. Мейоз. Митоз и мейоз. Улучшение зрительного восприятия материала; Формирование навыков поиска; Цель: Митоз. Биология 9 класс. Задачи:

                              «Клеточная теория» — Роберт Броун описал ядро в растительных клетках. 1831-1833 годы. Антоний Ван Левенгук открыл: Мир микроорганизмов. Роберт Броун описал ядро в растительных клетках. 1838-1839 годы. Первый микроскоп был изобретен: 1590 г. Янсеном. В 1665 году Роберт Гук: Увидел, зарисовал и назвал клетку клеткой. История создания клеточной теории.

                              «Ферменты» — Сравнить активность фермента в живых и мертвых тканях растений и животных. 4 – сырой картофель. Таблица 1 Результаты исследования. Одна из важнейших функций белков – каталитическая. 5 – вареный картофель. Ход работы. Русский физиолог И.П.Павлов назвал ферменты «Носителями жизни». 2 часть – исследование « Фермент — каталаза».

                              «Митоз и мейоз» — Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы. Размножение. Бесполое размножение. Значение митоза. Митоз, или непрямое деление. Строение хромосом в разные периоды клеточного цикла. Мейоз 2. Развитие гамет у цветковых растений. У растений (крестоцветные, сложноцветные, розоцветные и др.) партеногенез называется апомиксис.

                              «Ядро клетки» — Центросома. Прокариоты (безъядерные). Центриоли. Мембранные органоиды. Лизосомы. Функции ядра в прокариотической клетке выполняют аппарат гольджи. 1n, 2n, 4n и т.Д. 0,5-10 мкм. 0,1 мкм. Вакуоли. 70 S рибосом. До. Плазмиды – маленькие кольцевые ДНК в цитоплазме. Генетический материал. Как без ядра может существовать прокариотическая клетка?

                              «Клетки» — Э п с. С ядром – эукариотическая клетка. Функции — придает цвет клетке, фотосинтез. Функция — синтез энергии. Эндоплазматическая сеть-система каналов ,полостей и трубочек. Клетка. Без ядра – прокариотическая клетка. Клетка – структурная и функциональная единица всего живого. Строение эукариотической клетки:

                              Всего в теме «Цитология» 5 презентаций

                              Источник: http://900igr.net/fotografii/biologija/Izuchenie-kletki/008-Kletki-kozhitsy-luka-pod-mikroskopom.html

                              Если рассматривать микропрепарат кожицы лука под микроскопом. то можно увидеть, что она представляет собой видоизмененный эпидермис листа. Так как луковица растет в темных местах, где нет доступа света, в ее клетках нет хлоропластов. Заменой хлоропластам служат лейкопласты – прозрачные пластиды. Сама луковица является видоизмененным побегом, имеющим уплощенное донце (стебель) и толстые сочные чешуи (листья).

                              Источник: http://beaplanet.ru/mikroskopiya/kozhica_luka.html

                              Приготовление препарата чешуи кожицы лука.

                              2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

                              3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

                              4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

                              В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.

                              От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей. Так, зеленую окраску листьев определяют пластиды, называемые хлоропластами (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «пластос» — вылепленный, созданный) [7]. В хлоропластах находится зеленый пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» и «филл» — лист).

                              2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

                              3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку.

                              Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений очень разнообразны [8].

                              Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 млн пор или ячеек в одном квадратном дюйме (2,5 см). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки. Он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, но шло оно нелегко. Ядро клетки было открыто только в 1831 г. а цитоплазма — в 1846 г.

                              Источник: http://www.rusarticles.com/texnologii-statya/kletka-luka-1406893.html

                              Рис. 85. Клетки плодов

                              Строение даже самых крупных клеток можно рассмотреть только с помощью микроскопа (рис. 86), с устройством которого вы познакомились при изучении природоведения.

                              Рис. 86. Строение микроскопа Основные части клетки. Познакомимся со строением клетки листа элодеи. Это водное растение часто содержат в аквариумах.

                              Ядро — более плотное образование округлой формы. Обычно оно хорошо видно при малом увеличении микроскопа. Ядро имеет оболочку, отделяющую его содержимое от цитоплазмы. В этой ядерной оболочке находятся мельчайшие поры, через которые в ядро из цитоплазмы и обратно переходят различные вещества. Ядро оказывает влияние на все процессы, происходящие в клетке.

                              Вакуоль (от лат. слова «ваккус» — пустой) — полость, которая занимает в зрелой клетке центральное положение. Она заполнена клеточным соком — водным раствором различных органических и минеральных веществ. В молодой клетке может быть несколько вакуолей.

                              Зеленые пластиды. имеющиеся в цитоплазме листа элодеи, иначе называют хлоропластами (от греч. слова «хлорос» — зеленый и «пластос» — вылепленный). Их окраска связана с наличием зеленого пигмента — хлорофилла. В хлоропластах происходит образование на свету органического вещества из углекислого газа и воды.

                              В клетках листа элодеи, благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты постоянно перемещаются. Это движение цитоплазмы в клетке можно увидеть под микроскопом.

                              В каждой живой клетке могут находиться пластиды только какой либо одной группы: либо хлоропласты, либо хромопласты, либо лейкопласты.

                              Рис. 90. Крахмальные зерна

                              Запасной жир (масло) откладывается в виде мельчайших капель в цитоплазме клеток растений. Много жира содержат семена подсолнечника, кукурузы, арахиса.

                              Белок накапливается в клеточном соке или в цитоплазме в виде плотных белковых зерен (рис. 91). Много белка образуется в клетках семян гороха, фасоли, сои.

                              1. В каких органах растений можно увидеть клетки невооруженным глазом? 2. Каково внешнее строение клеток в этих органах? 3. Какие основные части клеток мякоти листа элодеи можно увидеть с помощью микроскопа? 4. Какое органическое вещество составляет основу оболочки растительной клетки? 5. Что представляет собой цитоплазма клетки? 6. Почему в зрелой клетке она занимает пристеночное положение? 7. Что представляет собой клеточный сок и в чем он накапливается? 8. Почему клетки листа элодеи зеленого цвета? 9. Какие органические вещества накапливаются в клетках растений? Приведите примеры названий таких растений.

                              Приготовьте препарат листа элодеи (рис. 87) и рассмотрите его под микроскопом. Какие части клетки вы обнаружили?

                              Источник: http://blgy.ru/biology6v/cell

                              Цель работы >>

                              «Общая характеристика голосеменных» — Около 700 видов. На болотистых почвах главный корень развит плохо. Самая популярная детская песня. Отдел Голосеменные растения. Вечнозелёные растения. Поэтому опавшие хвоинки соединены по две. Оплодотворение происходит без участия воды. Настоящие сосуды отсутствуют. И много-много радости Детишкам принесла. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Хвоинки живут по 2 – 3 года, а затем опадают вместе с коротким побегом.

                              «Водоросли и их значение» — Размножается бесполым и половым путем. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. Многоклеточные водоросли. Водоросли. Водоросли обогащают атмосферу кислородом и служат пищей водным организмам и человеку. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Одноклеточные водоросли. Споры бывают подвижными (имеют жгутики) и неподвижными. Водоросли – очень древняя группа организмов на Земле.

                              «Биология цветов» — Определение цветка. Цветки, опыляемые ветром. Роза в истории, мифах и легендах. Цветки, опыляемые летучими мышами раскрываются и пахнут по ночам. Вопросы к кроссворду. Большинство цветков опыляется насекомыми. Хризантема. Однодомные, двудомные растения. Кроссворд по теме «Цветок». Цветки. Однополые цветки. Чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят. Околоцветник. Цветковые растения. Строение цветка.

                              Источник: http://5klass.net/biologija-6-klass/Kletka-luka-pod-mikroskopom/001-Stroenie-kletok-kozhitsy-luka-pod-mikroskopom.html

                              Клетка Лука

                              Со строением клетки можно познакомиться на примере растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Последовательность приготовления препарата показана на рисунке.

                              Строение клетки лука.

                              На микро препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой [6]. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами, которые можно различить только при большом увеличении. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность. Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

                              В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение.

                              Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от латинского слова «вакуус» — пустой). Они заполнены клеточным соком — водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

                              Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

                              1. Рассмотрите на рисунке [5] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

                              5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

                              6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

                              7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

                              8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

                              9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем

                              хлоропласты в клетках листа.

                              темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). 10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

                              У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

                              Пластиды в клетках листа элодеи

                              1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

                              формы растительных клеток.

                              Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г.

                              Кожица лука

                              При микроскопии хорошо различимы особенности строения кожицы лука. Ее клетки имеют удлиненную форму, некоторые из них кажутся прямоугольными. Четко очерчены границы клеток, образованные плотными бесцветными оболочками, обеспечивающими постоянство формы клеток. Благодаря особенностям строения клеточных оболочек, осуществляется транспорт воды с растворенными минеральными и органическими веществами. Так как большую часть внутреннего простанства клеток заполняет крупная центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, клетки при микроскопии выглядят бесцветными. Вакуоль представляет собой резервуар для воды и питательных веществ в клетке кожицы чешуи лука. Кроме запаса питательных веществ, вакуоль включает растворы минеральных солей и органических кислот, пигменты и другие продукты обмена веществ клетки растения. Ядро и цитоплазма клетки оттеснены к периферии крупной вакуолью, вследствие чего цитоплазма оказывается разделенной на отдельные участки. Такие тяжи цитоплазмы определяются при большом увеличении под цифровым микроскопом как узкие полосы, расходящиеся радиально от ядра к периферии. Характерна зернистая структурированность тяжей цитоплазмы, что объясняется наличием различных органелл в ней. Поэтому клетки кожицы лука имеют своеобразный рисунок при микроскопии.

                              В ходе лабораторного опыта можно изучить явление плазмолиза в клетках кожицы лука с целью понять суть одного из главных свойств мембраны клетки – ее полупроницаемости. Для этого после приготовления препарата кожицы лука наносят на него раствор поваренной соли (гипертонический раствор физиологически безопасного соединения). Это действие провоцирует начало плазмолиза. Плазмолиз представляет собой отделение от плотной клеточной оболочки прилегающего слоя цитоплазмы из-за потери ею воды. Эта реакция характеризуется обратимостью. Деплазмолиз – это увеличение объема цитоплазмы до начального значения. Но если плазмолиз длительный и глубокий, то деплазмолиз не осуществляется из-за нарушения проницаемости мембраны клетки. В ходе плазмолиза вначале трансформации подвергаются крайние клетки препарата кожицы лука, затем вовлекаются остальные. При этом протопласты сжимаются и отделяются от стенок клеток кожицы лука. Причиной плазмолиза является диффузия воды через мембрану по направлению из области раствора с низкой концентрацией солей к участкам с более высокой. С целью произвести деплазмолиз заменяют гипертонический раствор соли на воду (гипотонический раствор).

                              dshi14-nsk.ru

                              Строение клетки | Биология

                              Приготовим препарат кожицы чешуи лука. Отделим от луковицы кусочек мясистой чешуи и с внешней ее стороны снимем кожицу. Частицу такой кожицы поместим в каплю воды на предметном стекле, расправим ее с помощью препаровальных игл и накроем покровным стеклом.

                              Рассмотрим препарат под микроскопом. При увеличении в 56 раз видно, что кожица состоит из множества продолговатых клеток, плотно прилегающих друг к другу. Каждая из них имеет длину, ширину и толщину. Снаружи клетка покрыта тонкой прозрачной оболочкой. Сквозь нее видно внутреннее содержимое клетки. Под оболочкой находится вязкое бесцветное вещество — цитоплазма, внутри ее — плотное округлое тельце — ядро.

                              Строение клетки кожицы чешуи лука

                              При действии слабого раствора иода цитоплазма окрашивается в золотистый цвет, а ядро — в бурый и становится хорошо заметным. При сильном нагревании или замораживании цитоплазма разрушается.

                              В цитоплазме имеются пузырьки с клеточным соком – вакуоли (от лат. «вакуус» — пустой). Клеточный сок состоит из воды и растворенных в ней минеральных солей, а также сахаров и других органических веществ. В молодых клетках вакуоли мелкие и их много. По мере созревания клеток вакуоли увеличиваются и сливаются в одну большую центральную вакуоль.

                              Клетки мякоти спелого плода арбуза или томата, как и клетки кожицы чешуи лука, имеют оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком.

                              При большом увеличении микроскопа в цитоплазме растительных клеток видны мелкие тельца — пластиды (от греч. «пластидес» — создающие, образующие). Одни из них бесцветные, другие — зеленые, третьи — красные, оранжевые или желтые. Обычно в клетке из трех видов пластид имеется только один.

                              При определенных условиях бесцветные пластиды могут превращаться в зеленые. Так, клубни картофеля на свету зеленеют: их бесцветные пластиды превращаются в зеленые. При созревании плодов томата зеленые пластиды превращаются в красные или желтые. Осенью листья деревьев и кустарников становятся желтыми, красными, оранжевыми.

                              Окраска органов растений зависит не только от цвета пластид, но и от цвета клеточного сока, накапливающегося в вакуолях. Синяя окраска плодов сливы, например, связана с цветом клеточного сока.

                              Все растительные клетки, имеющие живую цитоплазму и ядро, питаются, дышат, растут и размножаются. Растворы питательных веществ и атмосферный кислород поступают в них через поры — мельчайшие отверстия в клеточных оболочках.

                              Любое животное, как и растение, состоит из огромного количества клеток. Большинство из них мелкие, и их можно увидеть только при большом увеличении микроскопа. Клетки тела животных очень разнообразны по величине, форме и другим особенностям строения. Как и растительные клетки, они имеют цитоплазму, одно или несколько ядер. Однако у животных клеток нет плотной наружной оболочки (они покрыты тончайшей мембраной), в них отсутствуют пластиды и вакуоли с клеточным соком.

                              Разнообразие клеток животных

                              blgy.ru


                              sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта