Три причины фотосъемки на пленку в цифровую эпоху. Фотографирование на пленку


Как фотографировать на пленку, или три ошибки, которые допускают новички

Цифровые зеркальные камеры - технически совершенный инструмент. Но в определенный момент многие фотографы начинают задумываться о расширении своего профессионального арсенала. Они пробуют пользоваться пленочной техникой и часто сталкиваются с тем, что первый результат, мягко говоря, не впечатляет. Естественно не стоит бросать начатое, вооружитесь лучше терпением. Эта добродетель нужна всем, но любителям снимать на пленку - особенно.

Ирландский фотограф Винсент Москетти (Vincent Moschetti) всегда предпочитал практику теории, бросаясь с головой в эксперименты. Один из них он проводит сейчас, уже год привыкая к пленочной камере и постигая науку обращения с ней. Фотограф подготовил несколько советов тем, кто не хочет терять время и деньги, но стремится создавать эффектные, художественные снимки на пленку. Он обобщил свой неудачный и удачный опыт, выделив три наиболее распространенные ошибки, которые совершают новички (и которых не избежал он сам). 

До чего ж сложно заправить эту пленку!

Это, пожалуй, наиболее трудный и вызывающий раздражение момент в работе с пленочной камерой. Самое неприятное, что ошибки могут повторяться, даже если фотограф уже накопил некоторый опыт обращения с пленочной техникой. Научиться правильно устанавливать пленку непросто - поэтому лучше сначала одолжить камеру, чтобы попрактиковаться, а потом, если вы не разочаровались в идее, приобретать собственную. Винсент взял у друга Olympus OM10 - казалось бы, очень простой фотоаппарат, и не стал спрашивать, как устанавливать пленку. Зря! 

Фотограф испортил два рулона, прежде чем понял, что что-то идет не так. Когда он забрал снимки из фотолаборатории, они были совершенно пустыми - ничего, нигде, т.е. вообще ничего нигде! Если вас постигла та же участь, не стоит винить камеру или тех, кто проявлял пленку. В своем глубочайшем разочаровании жизнью альтернативной съемки, подумайте, что высока вероятность того, что это вы сделали что-то неправильно еще на самом первом этапе.

Винсент вернул Олимпус и решил, что фотоаппарат просто был неисправен, поэтому приобрел замечательную и легендарную камеру Leica M6. Все было прекрасно, рулоны пленки сменяли друг друга, фотосессии пролетали как миг. После похода в лабораторию и проявку пленки фотограф получил - невероятной красоты пустоту. Снимки не получились. Но не из-за камеры, по вине самого фотографа. 

Винсент обратил внимание, что при перемотке пленки он не чувствует ее сопротивления. При возврате ленты обратно в бобину нужно, чтобы ощущалось некоторое напряжение. Если ваши пальцы этого не почувствовали, значит пленка не передвигалась после того, как была заправлена, а вы снимали в одном ее положении снова и снова. Этой ошибки легко избежать, если соблюдать нужную последовательность шагов: 

  • после того, как кончик пленки установлен в катушке, убедитесь, что зубья точно попали в отверстия по краям пленки и прочно удерживают ее. Так лента будет правильно перемещаться после каждого сделанного снимка. Если достаточного натяжения нет, можно использовать ручку обратной перемотки, чтобы зафиксировать пленку как следует
  • крышка камеры закрывается, пленка недоступна. Неужели нет никакого способа проверить, что же с ней там происходит? Есть! Вы можете убедиться, что пленка действительно движется, с помощью кнопочного рычажка с левой стороны фотоаппарата (его используют для перемотки пленки в бобину). Если он проворачивается, значит вы поставили все правильно, и полотно перемещается. 

Кстати, не расслабляйтесь! Есть еще одна причина, из-за чего пленка не проматывается в камере. Даже если вы сделали все правильно, она иногда ломается (брак, неправильное хранение и так далее). Это проблема, но она не зависит от вас. 

Неправильная экспозиция 

Если вы, как и Винсент, переходите на пленочную камеру с цифровой, то, скорее всего, привыкли слегка пересвечивать кадр, а затем восстанавливать тени при постобработке. С цифровыми сенсорами на зеркальных фотоаппаратах можно восстановить много деталей в темных зонах (на светлых участках ситуация иная). Пленка же требует совершенно другого подхода, измерять и оценивать свет нужно с противоположных позиций. 

В отличие от цифровых камер, на пленке очень хорошо сохраняются детали светлых участков, даже если что-то передержано. С другой стороны, при недоэкспонировании вы не сможете четко воспроизвести на снимке детали в тени, тогда как в RAW-файлах они без труда восстанавливаются.

ДО

ПОСЛЕ

Вот пример: верхняя фотография иллюстрирует переэкспонированное изображение в первоначальном виде, а нижняя - обработанное в Lightroom (уменьшение экспозиции на два стопа). 

Пленки отличаются по уровню возможности влиять на экспозицию. Наиболее гибкие в этом отношении - черно-белые и цветная С-41. С ними можно недодержать на несколько ступеней и сохранить при этом детали в тени. Есть еще один тип пленки - слайд, он же Е-6. С ним стоит быть особо аккуратными - он "капризный" и при съемке требует быть более точным. Со слайдовой пленки лучше не начинать, а на первых этапах знакомства с пленкой стоит остановиться на стандартной. С-41, например. 

Покупка дорогой пленки

Если вы только недавно приоткрыли дверь в мир пленочной фотографии, у вас может захватить дух от изобилия видов пленки. Это нормально - автор статьи тоже чувствовал себя как мальчик в кондитерской. Читая обзоры, сравнивая данные фотографий на фотостоках, в какой-то момент начинаешь замечать знакомые названия. Чаще всего используют несколько видов пленки: Kodak Portra для цветных фото и Ilford HP5 или Kodak Tri-X для черно-белых. Они очень распространены, но довольно дороги. Если бюджет для вас не проблема, можете пропустить эту тему, но если себестоимость снимков вас интересует, стоит разобраться. 

Сам Винсент утверждает, что, будучи новичком, усердно изучал вопрос и выбрал в качестве идеальной пленки недешевую Kodak Portra 400. Ему действительно понравились фото, которые другие авторы снимали на нее, и когда его пять рулонов были доставлены, он с нетерпением бросился работать. Он был готов платить изрядную цену за качество, которое, как он ожидал, будет высоким. Когда же Винсент обработал негативы, то испытал чувство, схожее с ощущениями от холодного душа. Результат не имел ничего общего с ожиданиями, но проблема была не в пленке, а опять же - в недостатке опыта.

Давайте будем честны: у новичков мало знаний, чтобы раскрыть потенциал профессиональных расходников, и с этим нужно смириться. Чтобы реализовать все возможности дорогой, хорошей пленки, нужно наработать базу, узнать, как влияют на результат различные внешние факторы - тип объектива, качество света, даже проявка. Если вы снимаете на профессиональную пленку, но обрабатываете негативы на дешевом оборудовании, высокого качества добиться трудно. Сравнить это можно с ездой на гоночном Ferrari, на который поставили самые дешевые шины.

 

Если вы совсем недавно начали работать с пленкой, нет смысла сразу покупать дорогую. С менее обременительными для кошелька вариантами результат будет не хуже, может быть, даже интереснее за счет художественных "огрехов". Обратите внимание на цветную пленку Afga 200, или черно-белую Fomapan 200. Производители проделали большую работу, чтобы избавить вас от разочарования и излишних затрат. Ниже пример фото, которое можно сделать на Fomapan 200 - рулон пленки на европейском рынке стоит не больше 4 долларов США.

 

После того, как вы наберетесь опыта, изучите возможности своей камеры, приноровитесь к ней, можно будет перейти на более дорогую пленку. Проявлять ее стоит в профессиональных фотолабораториях, где установлено хорошее оборудованиеи работают опытные мастера. Ваши затраты в этом случае компенсируются результатом - оригинальными, впечатляющими снимками на полную мощность и камеры, и пленки, и фантазии.

Источник fotogora.ru

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

fotokto.ru

Три причины фотосъемки на пленку в цифровую эпоху.

Часто в Сети, да и в живом общении, я встречаю недоумение, мол, какой смысл возиться с пленкой в наше-то время, когда цифровая фототехника достигла такого высокого уровня развития, и даже обычный телефон дает картинку приличного качества. Доходит даже до презрительных комментариев в адрес пленочников, типа: «ретрограды», «фотонекрофилы», «фотодрочеры» и тому подобные. Но обижаться на этих комментаторов не стоит, они говорят так либо от глубокого невежества, либо просто от того, что они не дали себе труда пораскинуть мозгами, и подумать, в чем же все-таки причина того, что так много людей в мире продолжает снимать на пленку, на аукционах идет бойкая торговля пленочной фототехникой, а на рынок выходят новые марки фотопленок. Например, в этом году появилась новая пленка Pancro400 французской компании Bergger, Kodak возобновляет выпуск пленки Ektachrome, итальянцы возрождают старинную компанию по выпуску пленки FILM Ferrania и т. д. Неужели все это — отставшие от жизни и прогресса идиоты? Вряд ли. Так в чем же причина стабильного интереса к аналоговой фотографии?

На мой взгляд, этих причин, по меньшей мере, три.

Первая причина, чисто субъективная, что называется «дело вкуса».Здесь один критерий оценки — «нравится» или «не нравится». У пленочной фотографии другой характер изображения, нежели у цифровой. Обратите внимание, в данном случае я не говорю лучше или хуже, а именно другой. Для тех, у кого недостаточно развито восприятие, пусть свидетельством тому послужит бесконечное количество уроков на тему того, как обработать цифровую фотографию «под пленку». Сам по себе факт того, что цифру надо особым образом обрабатывать, чтобы было похоже на пленку, однозначно говорит о том, что пленочное фото выглядит иначе. Соответственно одним людям может нравиться одно, а другим другое, дело вкуса.

Кроме того, и процесс съемки на пленку отличается от съемки на цифру. Нет возможности быстро глянуть на экранчик, что там получилось. С одной стороны это требует более вдумчивого подхода, больших знаний и понимания процесса (а ведь использование своего мыслительного аппарата само по себе удовольствие, пусть и не для всех), с другой стороны ничто тебя не отвлекает от собственно съемки, и сохраняется интрига, а что же там получится. Ожидание, предвкушение результата порой способно доставить большее удовольствие, чем сам результат. К тому же, ты не всегда способен адекватно оценить результат сразу. Например, у меня бывает так, отсканировал пленку, выбрал какие-то кадры, остальные посчитал неудачными. Была бы цифра, просто удалил бы при отборе и все дела. Но здесь иначе — негативы хранятся. Через время возвращаюсь к этой же пленке, и думаю, боги, где были мои глаза? Я выбрал совершенно банальные, проходные кадры, а по-настоящему стоящие вижу только сейчас. Ведь мы изменяемся со временем, и изменяется наше восприятие. Конечно, по идее можно использовать такой подход и при использовании цифры, но на практике чаще происходит по принципу «снял, посмотрел, удалил».

Но съемка, это только полдела. Фотографии теперь надо проявить и напечатать. И здесь опять у всех свои склонности. Есть те, кому по сердцу сидеть часами, днями, неделями, перед монитором компьютера, обрабатывая весь отснятый материал в Лайтруме или Фотошопе. Но есть и другие, которых эта процедура бесконечно утомляет. Зато им доставляет удовольствие что-то делать своими руками, возиться с реактивами, бачками и кюветами, видеть как на белом листе фотобумаги, появляется изображение, результат их творчества. Я сам, к примеру, хоть и не чужд компьютерных технологий, но при этом очень люблю закрываться в темной комнате, и под светом красного фонаря печатать свои фотографии, слушая при этом любимую музыку, или радиоспектакли, аудиокниги. Удовольствие, которое мне дарит атмосфера темной комнаты вряд ли что-то способно заменить. И если вы никогда сами не печатали свои фотографии с пленки — попробуйте, возможно, и вам понравится.

Вторая причина использования пленки объективная, или профессиональная.Вот тут мы уже говорим о технических качествах фотографии. Так вот факт заключается в том, что на сегодняшний момент и на ближайшие годы вперед, качество цифровой фотографии уступает пленочной. Не торопитесь возмущаться и обвинять меня в некомпетентности. Ведь речь идет не о сравнении копеечной пленкомыльницы с пластиковой линзой и такой же дешевой любительской пленкой (к тому же просроченной на 10 лет) и Никон Д5 с топовым объективом, к примеру. Мы говорим о профессиональной пленочной фотографии, снятой мастерами своего дела на высококлассную технику среднего или большого форматов, и профессиональную же пленку. Так вот, как вы понимаете, качество фотографии зависит не только от количества мегапикселей матрицы или светочувствительного элемента, но и от его физических размеров. Да, возможно, разница между так называемыми «кропнутыми» камерами, и полнокадровыми (фулфрэйм) камерами не так велика. Но ведь размер матрицы у них отличается всего в 1,5-2 раза. А что если размер фоточувствительного элемента отличается в 10, 20, 50 раз. А если в 100 раз?

А ведь именно так и происходит по факту. Например, уже упомянутая мной топовая профессиональная камера от Никон, имеет размер матрицы примерно 36х24 мм. А, к примеру, Клайд Батчер (Clyde Butcher ), известнейший фотограф-пейзажист, снимает на камеры с размером негатива от 4х5 до 12х20 дюймов. Затем печатает их на огромном увеличителе, и успешно продает.

Грегори Крюдсон (Gregory Crewdson) — еще один пример. Снимает жанровые постановки из американской жизни. Очень масштабные съемки, и очень масштабные камеры. Большие камеры, большие затраты, и еще большие доходы.

Отпечатки огромных размеров с таким качеством как у упомянутых мной авторов просто невозможно получить цифровой техникой. Нет такой техники. По крайней мере, пока нет.Конечно, людей такого масштаба, единицы. Но вот людей снимающих на формат 4х5 дюймов (негатив размером примерно 10х13 см) уже десятки, а то и сотни тысяч по всему миру. Самая разная специализация — пейзажная, документальная, портретная, предметная, рекламная фотография. Да, конечно, это дорого. Для многих — нереально дорого. Но профессиональные задачи требуют профессиональных решений, и адекватных расходов.

Камеры же среднего формата, с размером негатива 6х6, 6х7, 6х9 см доступны самому широкому кругу фотолюбителей. Не так чтобы дешево, но все таки доступно. А уровень уже значительно выше цифрового. При правильном подходе и должных навыках, разумеется.

А еще бывают условия, когда цифровая фототехника оказывается работать. Один фотожурналист мне рассказывал, как он ездил снимать оленеводов. Мороз до -50 градусов, три дня добираться на снегоходе от населенного пункта до стойбища, где, к слову, и электричества-то не было. Цифровая камера от мороза уже на второй день не подавала признаков жизни. А вот пленочная механическая работала без проблем. В итоге, весь репортаж был отснят исключительно на пленку.

Еще можно добавить, что многие (пусть не все, но таки многие) коллекционеры, готовые платить приличные деньги за художественную фотографию, предпочитают винтажные (то есть сделанные руками самого автора) аналоговые отпечатки цифровым копиям.В общем, в мире профессиональной и художественной фотографии пленка была, есть, и пока уходить никуда не собирается, в отличие от массовой, бытовой.

И, наконец, третья причина — мистическая.Далеко не для всех она будет иметь хоть какую-то значимость, но тем не менее я поговорю о ней, потому что она значима для меня.

Начнем с утверждения, что каждый человек и каждое место имеют свою особенную энергетику. Есть места, даже в пределах одного города, где находиться, скажем так, не комфортно. Возникает тревога, портится настроение и т. п. А в другом месте, внешне особенно не отличающемся, возникают чувства противоположные — покой, умиротворение, мысли светлые посещают. Известный феномен по всем миру. Говорят «гиблые места» и «места силы». Аналогично с людьми. Бывает, приходит человек, и внешность нормальная, и одет хорошо, и говорит прилично, и при этом производит самое отталкивающее впечатление. Бывает и наоборот, к кому-то можно сразу же почувствовать беспричинное, казалось бы, расположение. Вот это я и имею в виду, когда говорю об особенной энергетике каждого человека или места. Но при чем здесь пленочная фотография?

А вот причем. В основе плёночной фотографии — серебро и его светочувствительные свойства. Пленочных фотографов даже называют серебряными фотографами. Так вот, если вы копнёте в сторону всяких мистических вещей и учений, то увидите, что серебро – необычный металл. Во множестве мифов и магических практик используется как раз серебро: пули и кинжалы против вампиров, сосуды из этого металла, зеркала, амулеты. Мифы, это конечно, и есть мифы, но на пустом месте они не появляются, да еще в различных культурах и в разное время. Сказка ложь, да в ней намек…

По моему мнению, пленочная, серебряная фотография фиксирует не только то, что мы видим глазами, но и то, что мы чувствуем. То есть, фотографируя на пленку, я получаю не просто изображение, а отпечаток самого человека или места, которое я фотографирую. Сначала он ложится на серебряную плёнку, а потом точно также, с помощью света переносится на серебряную бумагу, без цифрового разложения на нули и единицы. Загляните в бабушкин семейный альбом, посмотрите не торопясь на эти старые, пожелтевшие фотографии, и, возможно, вы почувствуете то же, что чувствую я.

Итак, я назвал вам три причины по которым люди сегодня продолжают заниматься аналоговой фотографией. И это те причины которые имеют значение для меня лично. Возможно, у вас найдутся другие, свои причины — пишите о них в комментариях. Будет интересно узнать о них. Ну и как всегда — желаю всем удачи.

Cмотрите также:

stasreger.ru

Почему на пленку? Интервью с ценителем аналоговой фотографии : Статьи – FotaVoka.org

Вопрос о превосходстве пленочной или цифровой фотографии всегда вызывает ожесточенные споры и рискует стать философским. Мы побеседовали с минским программистом Андреем, который целенаправленно снимает абсолютное большинство кадров пленочной камерой. О причинах, на это его побудивших, о неявных бонусах пленочной фотографии, а также о том, чем полезна работа с пленкой и насколько это дорогое увлечение в эпоху Instagram, читайте в нашем интервью.

— Почему пленка?

— Я не занимаюсь коммерческой съемкой или репортажем — я занимаюсь творческой фотографией. Тут нет необходимости в точности и быстроте передаче информации, характерной для цифровой съемки. Мне некуда спешить. Я начинал снимать на «цифру», но спустя год перешел на пленку, и это оказалось очень моим.

Ключевым словом тут будет «замедлиться». Однако это не буквальное понятие, а составное. На «цифре» есть искушение за одну минуту отщелкать очень много кадров и заменить видение и чувство ситуации на механический перебор фотографий.

А вот пленку при всем желании не можешь так тратить, она заставляет тебя быть здесь и сейчас. И результат получается интересней. Признаю, видеть сразу результат на «цифре» тоже удобно, в коммерческой съемке и репортаже. На пленке же результат никогда не увидишь мгновенно, и приходится быть более внимательным. Получается приятное чувство — ожидание чего-то хорошего. От него не стоит бежать. Процесс растягивается, заставляет осознать, быть глубже в ситуации. Я считаю, что для творчества это важно.

— Если я сниму один и тот же кадр на «цифру» и на пленку, то, вероятнее всего, на пленке он изначально будет выглядеть лучше. Почему?

— Есть субъективные и объективные предпосылки. Давайте начнем с объективных причин. Пленка разрабатывалась с учетом визуального восприятия людьми. Поэтому тоновые и цветовые кривые сдвинуты определенным образом, чтобы картинка была приятна человеческому глазу. То есть та постобработка, которую цифровые фотографы делают в Photoshop, в пленке как бы заложена изначально. Если мы просто возьмем пленочную камеру и снимем технически правильный кадр, то в целом он уже будет обладать свойствами красивого, благородного изображения. В случае со своими наиболее удачными фотографиями мне не приходилось тратить время на постобработку, они меня устраивали как есть.

Субъективно же, есть пленочная эстетика. «Цифра» пока еще только вырабатывает свою эстетику, и она определенно у нее будет, но пленка уже ей обладает. Стоит показать человеку фотографию, и он сразу понимает, что она пленочная, его это трогает. Некоторые даже видят определенную эстетику в пленочном браке — засветах, царапинах, но это уже очень сильно на любителя.

Цифровая картинка же получается несколько иной, точно констатирующей реальность. Однако мне констатация не сильно интересна, мне более интересен аспект образов.

— Как в Минске проявлять пленку?

— Я учился и пробовал проявлять сам, однако так и не стал фанатом проявки, потому что она требует очень много времени. К тому же у меня дома живут коты, от которых всегда куча шерсти, что создает дополнительные проблемы. Так что сейчас проявляю не сам, а отдаю людям, которые этим занимаются и выдают качественный результат. C улицы, конечно, таких специалистов не найти, слишком небольшой спрос. Но если ты в теме пленочной фотографии, то совсем нетрудно. Сообщество любителей пленки — это позитивные и очень открытые люди.

Если быть честным, любая фотография, и пленочная в том числе, у нас редко доходит до состояния печати на бумаге. Поэтому следующий после проявки шаг — это чаще сканирование на цифровой носитель. Большинство снимков мы смотрим в интернете — и это сканированные кадры. Даже классические фотографии, на которых мы учимся, гораздо чаще можно увидеть в отсканированном, чем в напечатанном виде. Получается такое «миксованное» творчество.

— Насколько это дорогое увлечение?

— В целом увлечение действительно недешевое. И это важный фактор, который заставляет дисциплинировать себя. Ты не тратишь кадры совсем бездумно. С другой стороны, это компенсируется тем, что даже подержанная пленочная техника очень качественная.

Чтобы купить хорошую цифровую зеркальную камеру, надо отдать за «тушку» и объектив 2—3 тысячи долларов. Диапазон же цен на пленочные фотоаппараты начинается от 10 долларов — это пластиковые «игрушечные» модели. Качественную камеру можно взять за долларов 300—400. А на остальные 2 тысячи можно очень много снимать. Чтобы купить, отснять, проявить и отсканировать одну катушку пленки, потребуется около 10 долларов. В среднем это будет 36 узких или 12 среднеформатных кадров.

Лично у меня интенсивность съемок зависит от настроения. Если я куда-то еду путешествовать, то покупаю много пленок и много снимаю. На закупку и проявку всего этого может уйти долларов 300—400. Обычно же в среднем получается не больше 100 долларов в месяц.

Каждый кадр стоит денег, но в голове нет такого калькулятора, который звенит и показывает цифры при каждом щелчке. Чувствуется не стоимость снимка, а его ценность.

— Может ли пленка вернуться в моду при каких-то условиях или уже нет?

— Пленку не стоит хоронить, но и вряд ли она наберет былую популярность. У нее уже есть определенный сформировавшийся круг любителей. Это как пластинки, которые уже никогда не станут мейнстримом. Но и в прошлое они никогда не уйдут, потому как есть люди, которые их любят. Ни у кого не вызовет вопросов клуб любителей ретромашин. Хотя понятно, что такие автомобили менее рациональны и более затратны в содержании, чем обычные. Но эстетическая категория остается.

Я знаю, что многие выходили на пленку из любопытства и интереса попробовать. Количество типов камер и пленки зашкаливает. Выбор гораздо богаче, чем в случае с «цифрой», которая прижилась в 35-мм сегменте и пытается выйти на средний формат, где пока стоит заоблачных денег. А при использовании пленки ты можешь снимать на 35 мм, средний формат, большой формат, ломо, а можно создать пинхол-камеру из картона или жестяных банок.

Разные типы пленки, цветная, черно-белая, слайд, нестандартные процессы проявки типа кросс-процесса, да миллион вариантов. Можно при небольших усилиях получать совершенно разные результаты.

— Обращают ли люди внимание на пленочную камеру?

— Я не очень много сейчас фотографирую на улице, но было время, когда мне интересно было подходить к людям и пытаться в открытую снять жанровый портрет. И я делал это открыто, мне была интересна реакция людей. Изначально мне было очень трудно подходить, пока я не пришел к выводу, что у меня есть козырь. Ведь когда я подхожу к человеку с целью его сфотографировать, это значит, что он мне интересен.

Этот искренний интерес и есть козырь, который подкупает. Я пытался быть открытым, не придумывал поводов и говорил, что просто хочу сфотографировать. Конечно, не все соглашались, но на контакт шли. Люди боятся, когда к ним относятся как к декорациям. Когда же они понимают, что ты снимаешь для себя, то боятся меньше. Красивая пленочная камера вполне может быть техническим трюком, разбудить любопытство и спровоцировать людей на контакт. Если снимать быстро, то человек еще не успевает надеть на себя маску, так что получается очень естественный кадр.

Поэтому да, на фотоаппарат обращают внимание. Может быть, это вкусовщина, но пленочные камеры чаще всего выглядят красиво. Старые модели имеют совершенно прекрасный дизайн, и людям это очень импонирует.

Современные цифровые фотоаппараты скорее никакие. Они выглядят как раздутый кусок черного пластика. Японцы подняли технические характеристики камер, но выглядят они так себе. Кажется, производители сделали с фотоаппаратами то же самое, что и с автопромом. Золотой век автомобильной промышленности — это американские машины 70-х, мощные и красивые. А потом появились недорогие японские малолитражки, надежные, но убогие. И с техникой то же самое — чаще всего функциональная, но выглядит уныло. Хорошо, что сейчас начался откат. Возвращение ретростилистики я только приветствую, хочется видеть красивые вещи.

— Чем пленка хороша для фотографа?

— Пленка более требовательна к техническому уровню, но его не так сложно добиться. Все серьезные зарубежные школы фотографии учат снимать только на пленку. После этого научишься фотографировать что угодно. Но это не значит, что все сводится к техническому уровню. Я думаю, что причина гораздо шире. Лично для меня позиции пленки сильнее, чем у «цифры». Она дает больше, чем забирает, дает мне больше почувствовать, получить больше отдачи от процесса.

Пленочный взгляд очень своеобразный — ты становишься очень разборчивым. Я не настолько разборчив, чтобы снимать лишь несколько кадров в год, как некоторые, но и фотографировать как автомат не хочу.

Я никого не призываю переходить на пленку, это личный выбор каждого. Но попробовать поснимать я бы посоветовал. От этого не будет вреда. Я же не советую попробовать наркотики?

В целом же уровень фотографа определяется результатом, а не технологией. Как зритель, я чаще буду смотреть на кадр, чем на то, как он сделан.

Фото: Андрей Карачун

fotavoka.org

| Первый опыт съёмки на пленку Kaddr.com

Думаю, у каждого своя история “знакомства с пленкой”. У меня это самое знакомство началось в детстве, когда я игрался с ФЭД-1, представляя, что это танк. В итоге потерял “башню танка”. Отец же нас фотографировал на Зенит ЕТ. С приходом цифромыльниц, Зенит благополучно ушел на покой, смысла в его использовании не было.

И вот недавно я о нем вспомнил. Желание пофотографировать на пленку совсем не хипстерское, скорее интересно было поснимать на настоящий зеркальный фотоаппарат.  До этого я фотографировал только на цифровую мыльницу Kodak M1033 и смартфоны. На Nexus 5, кстати, сделано заглавное фото Зенита.

В итоге, купил пленку, которую советовали для начала – Fujifilm 200. Скачал инструкцию к фотоаппарату, благо инструкций, статей и групп пользователей Зенита в интернете достаточно. Основной задачей было понять как пользоваться экспонометром, так как на глаз выдержку и диафрагму выставлять не хотелось, да и опыта у меня в этом не было, только теоретические знания. На удивление это оказалось очень просто!

Итак, что мы имеем в итоге: Зенит ЕТ + Гелиос 44-М6 58 мм + Fujifilm 200.

Фотографировал в основном друзей, т.к. хотелось потренироваться именно в портретной съемке. К тому же в Гелиосе неплохое боке.

P.S. В комментариях предлагаю поделиться вашим опытом съемки на пленку. Буду рад полезным советам и конструктивной критике.

kaddr.com

Зачем фотографировать на пленку

Последний год на все фотопрогулки беру две камеры. Параллельно снимаю на цифру и пленку. Причин фотографировать на пленку много: приятная работа с аналоговой техникой, приятное ожидание проявки, приятные выразительные пленочные цвета. Расскажу о последнем.

На самом деле пленочного цвета не существует. Существуют нормальные эстетические цвета. Миф о пленочных цветах вытекает из проблем цифрового цвета. Об этом пишет Павел Косенко в книге «Живая цифра. Как заставить дышать цифровые фотографии».

В руках современного фотографа находятся огромные возможности по съемке, Raw-конвертации и обработке фотографий, и многие из нас неплохо ими владеют. Но из-за отсутствия художественного образования или просто достаточного визуального опыта далеко не все понимают какому результату стремиться.В результате современные фотографы располагают целый арсенал инструментов, но что с ним делать они, по большому счёту, не знают. Причём, чем больше инструментов, тем сложнее найти выразительные цветовые сочетания без должной художественной практики.К сожалению производители современных фотокамер и Raw-конверторов уделяют слишком мало внимания вопросам эстетики цвета. Их больше занимают технические вопросы: количество мегапикселей, чёткость изображения, уровень шумов и так далее. А также создание все новых и новых инструментов редактирования. Считается, что потребителю надо дать как можно больше различных ручек и ползунков, с помощью которых он самостоятельно определит нужные ему цвета.При разработке пленок же проводятся художественно-технологические исследования с привлечением живописцев и искусствоведов. То есть фотографы, фотографирующие на пленку, изначально получают опыт и поддержку людей с художественным образованием.

Снято на Kodak Porta 400 в апреле-мае в Вене, Кракове, Перми, Чердыни и Соликамске.

Кажется, что самое правильное в этой ситуации — полностью вернуться в плёнке и отказаться от цифры. Ведь в плёнке нас поддерживают цветовыми решениями люди с художественным образованием. Но тогда придётся отказаться от преимуществ цифровой фотографии: скорости, резкости, динамического диапазона, отсутствия царапин, высокой детализации и низкой себестоимости. Я к этому не готов.

Гораздо интереснее решать задачу гармонизации цветов, не отказываясь от преимуществ цифровой фотографии. Я использую опыт работы с пленкой как средство обучения эстетичным цветам.

В этой же книге Павел рекомендует Raw-конвертер RPP (Raw Photo Processor) .

RPP создали не программисты, а фотографы, один из которых имеет более чем 40-летний фотографический опыт, включая обучение в компании Kodak, в которой и велись основные исследования по эстетике цвета в фотографии. Кроме того, к разработке привлекаются профессиональные фотографы из разных стран. В итоге качество RPP оценивают специалисты в области эстетики, а не программирования.Им удалось максимально качественно реализовать профили на основе фотопленок Fujifilm, Kodak, Agfa, а также некоторых видов фотобумаг и кинопроцессов.

Обработано в RPP. Пленочный профиль Fujichrome Velvia 50.

Фотографировать на пленку, чтобы добиваться гармоничных эстетичных цветов при обработке цифровых фотографий

dmitriikuchev.ru

Почему я снимаю на пленку

В 2016 году я продал свою цифровую камеру «Кэнон» — к тому времени она больше года валялась без дела. За пару лет до этого я начал фотографировать на пленку: сперва в качестве милого эксперимента, а после — со страстью.

Сейчас пленочная фотография — это мое основное увлечение. Я коллекционирую фотокамеры и пленку, изучаю технологии проявки, экспериментирую. В замершей технологии XX века я нашел вдохновение. Занятно, что фотографы вокруг его разделяют: продажи фотопленки в мире растут, компании возобновляют производства пленки и камер, развиваются специализированные сообщества. Пленочная фотография снова становится модной. Одни мои знакомые покупают камеры и начинают снимать, другие удивляются: что за ерунда, зачем это нужно?

Я долго собирался написать пост о том, почему фотографирую на пленку. Но каждый раз садился и вместо небольшого поста задумывал статью объемом с книгу: про форматы пленки, физико-химические процессы при фотографировании и проявки, про виды камер и особенности съемки, про печать и сканирование. Возможно, когда-нибудь до всего этого дойдут руки, ну а пока я соберусь и ограничу себя — буду писать максимально коротко и просто.

Итак, зачем в 2018 году фотографировать на пленочные фотокамеры?

  • Пленочные фотокамеры приятно держать в руках. Они по ощущениям похожи на швейцарские часы: хорошо сделанные, механические, почти что вечные. Мой двухглазый «Ролляйфлекс» сделан в 50-х годах, но снимает отлично и прослужит еще 50 лет. Цифровые камеры же выглядят как ширпотреб, вещи на пару лет. После «Никон Ф3М-Д3» сменит «Никон Ф4ДМ5-Макс», в который толком ничего не добавят — но предыдущая версия сразу устареет. Можете представить себя с цифровой камерой пятнадцатилетней давности? Короче говоря, пленочные камеры — секси. Если вы любите хорошо сделанные вещи, то они вас не оставят равнодушными
  • Такие камеры служат долго. Сломалась — починим. А цифровые камеры после поломки обычно выбрасывают: дешевле и проще купить новую.
  • Люблю пленочные камеры за то, что они не зависят от источников электричества. Можно бросить камеру и пару катушек пленки в рюкзак, и снимать целый месяц: в жару и на морозе.
  • В цифровой камере есть карточки памяти для миллионов снимков. В итоге фотограф снимает все подряд, привозит из путешествия тысячи кадров, которые потом мучительно разбирает. Лично меня это всегда раздражало: сначала снять гигабайт ерунды, а потом удалять 900 мегабайт. С пленкой иначе: количество кадров ограничено. Сейчас я снимаю на среднеформатную пленку — на её катушке помещается 12 кадров формата 6×6. Это действует как хороший ограничитель, подстегивает творчество. Над каждым кадром задумываешься: не темно ли? Не мешают ли предметы? Как правильно выстроить композицию? В итоге в 9 случаев из 10 я примериваюсь к снимку... и опускаю камеру — понимаю, что будет плохо. Пленочная фотография научила меня видеть хорошие кадры до того, как я их сделаю. Знаменитый фотограф Ансель Адамс писал, что фотографии рождаются в голове, а не на пленке.
  • Когда я фотографировал на цифровую камеру, снимки казались мне эфемерными, ненастоящими. Какие-то гигабайты в облаке, на жестком диске. Фотографию не удавалось понять, пощупать. Пленочная фотография — вещественная. Снимки получаются химическим путем, и в этом процессе можно поучаствовать: снять, проявить, напечатать. У меня дома хранятся папки с негативами и позитивами. Думаю, мне интересно будет пересмотреть их спустя 50 лет. А цифровые снимки все время куда-то утекают сквозь пальцы. Например, у меня не осталось ни одной фотографии старше 2008 года — жесткие диски сломались, фотохостинги закрылись.
  • Люблю пленочную фотографию за то, что в ней всегда есть немного сюрприза. Я примерно вижу что снимаю, но каждый раз проявляю пленку с предвкушением чуда, не терпится посмотреть — что же там? Иногда там разочарование: ошибся с параметрами съемки, неправильно проявил. Иногда получается здорово: классные цвета, неожиданные детали сюжета. Каждый раз чувствую, словно мой выдуманный друг дарит мне подарки.
  • Мне нравится проявлять пленку самостоятельно. В этом есть классный привкус ручного труда: ты разбавляешь растворы, выдерживаешь температуру и время. Приятно, что проявлять пленку можно на разных уровнях сложности. Можно и просто булькать в бачке черно-белую, можно покупать машины для цветной и слайдовой проявки. Да что там, пленку можно проявлять даже в кофе, вине и человеческой моче (я не шучу).
  • В большинстве случаев пленочная и цифровая фотографии дают примерно одинаковое качество картинки (если говорить о бытовых потребностях и неком общем понятии качества). Но в целом пленка до сих пор много гибче цифры и у нее есть большой запас в качестве — особенно если печатать её на фотобумаге. Я пока в основном сканирую и выкладываю в сеть, но приятно иметь такой запас при себе на будущее.
  • Цифровая фотография — это угадывание правильных настроек камеры: вы снимаете, смотрите на экранчик: «темно». Снимаете снова, вращая какую-нибудь ручку, потом еще и еще. Пленочная фотография с одной стороны прощает ошибки (снимать на одну пленку с ИСО 400 и как ИСО 50 и как ИСО 1600 — легко), с другой — учит разбираться в физических тонкостях фотографии. Я уже начинаю видеть глубины резкости, на глаз выставляю экспопару. Для меня это интересно.
  • Ну, и наконец — когда фотографируешь на пленку, девушки чаще соглашаются сниматься обнаженными.

Вкратце: за годы фотографирования на цифровые камеры я устал от её «безграничных возможностей». Ограниченность пленки стала для меня частью творческого процесса. А еще я люблю хорошие вещи, и качественные пленочные камеры радуют меня.

В следующий раз напишу с чего начинать, если вы тоже хотите порадоваться.

sergeykorol.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта