Магнитофонная кассета: описание, фото, размеры, назначение и принцип работы. Длина кассетной пленки


описание, фото, размеры, назначение и принцип работы

С появлением цифровой аудиозаписи магнитофонная кассета, как и ее сородичи (дискеты с виниловыми пластинками), довольно скоро превратилась в стильные картинки, утратив свое первоначально значение. Не будем же списывать ее со счетов и узнаем, из чего ее делали и как она работает. А также рассмотрим, что можно сделать из старых кассет, отживших свое.

Что такое магнитофонная кассета и "с чем ее едят"

В советских магазинах данное чудо техники именовалось МК. Многие отечественные потребители иронизировали над примитивностью названия. Ведь оно расшифровывалось как "магнитофонная кассета". На самом же деле МК было честно содрано с оригинального английского Music Cassette.

Кстати, привычное нам словосочетание "магнитофонная кассета" не совсем корректно. Данный носитель информации (используемый для записи звука) широко применялся не только в магнитофонах, но и в диктофонах, автоответчиках, а также компьютерах. Поэтому официальное название девайса - "компакт-кассета" (Compact Cassette). Реже используется термин "аудиокассета".

В свое время данный носитель стал прорывом в сфере аудиозаписи. Ведь МК были маленькими и удобными в обращении, в то время как пластинки и бобины занимали много места и легко выходили из строя.

В период с 70-х по 90-е годы ХХ в. именно кассеты были самым популярным средством для записи и прослушивания музыки во всем мире. Благодаря им размеры проигрывателей значительно уменьшились, и они стали переносными. Также именно им мы должны быть благодарны за появление персональных музыкальных плееров.

Описание магнитофонной кассеты

На пике популярности МК более сотни компаний занимались ее производством. Несмотря на это, все они придерживались единого стандарта. Это гарантировало универсальность применения компакт-кассеты. Покупая ее в Японии, можно было быть уверенным, что она будет работать и на немецком, и на советском, и на американском магнитофоне или плеере.

Давайте рассмотрим, из чего же состояла типичная МК.

Все ее детали были заключены в защитный пластиковый корпус. Его габариты как раз и представляют собой типичный размер магнитофонной кассеты. Он равен: 100,4 х 63,8 х 12 мм.

В дешевых МК эта деталь была цельной. Это не позволяло ее ремонтировать и разбирать. У более дорогих он состоял из половинок, скрученных крохотными винтиками (4 или 5 шт.).

Что касается цвета корпуса, то изначально он был цветным. Позже МК стали делать из менее прочного прозрачного пластика. Это было связано не только с его более дешевой стоимостью, но и с тем, что он позволял видеть, что происходит внутри кассеты.

Внутри Music Cassette размещены 2 миниатюрные бобины диаметром 2-2,2 см каждая. На них закреплены концы магнитной ленты. Каждая середина такого сердечника имеет отверстие с 6 зубцами. Именно они позволяют валам лентопротяжного механизма проигрывателя управлять кассетой.

Если лента полностью намотана на одну из бобин, диаметр круга составляет 5,2 см.

В обоих нижних углах МК находится по крохотному направляющему ролику. При движении ленты именно они задают ее положение строго по оси корпуса.

Внизу по центру размещен магнитный экран и прижимная пружина с подушечкой из фетра. Она нужна для того, чтобы лента как можно плотнее прижималась к магнитной головке, но при этом не травмировалась. Также она очищает пленку от возможной пыли.

На корпусе МК расположено несколько технических отверстий, куда входят элементы лентопротяжного механизма воспроизводящего прибора. К примеру, это 2 симметричных круглых отверстия внизу, недалеко от прижимной пружины. Или окружающие ее две прямоугольные прорези для стирающей головки (в случае перезаписи кассеты).

Помимо этого, у более поздних моделей МК сверху были специальные прорези, которые "помогали" магнитофону "определять" тип применяемой пленки автоматически.

Особенности пленки в МК

Сердцем любой кассеты и одновременно ее памятью является магнитная лента. На нее записывается или перезаписывается вся информация. Для этого используются 2 дорожки (моно) или 4 (стерео).

Стандартная скорость движения пленки - 4,76 см/с. В более поздних двухкассетных магнитофонах появилась возможность переписывать с одной МК на другую в ускоренном режиме: 9,53 см/с.

Как и в бобинах, кассетная лента создана на основе полимерной пленки, покрытой слоем из порошка магнитных металлов или их оксидов.

В первых кассетах они покрывались Fe2O3. Однако качество записи и воспроизведения МК такого типа значительно уступало пленке на основе CrO2. В дальнейшем компания SONY разработала технологию производства двухслойной ленты с оксидами и хрома, и железа. Она лучше передавала записанное, но при этом была более капризной пленка, покрытая металлическим порошком.

Каждый из вышеупомянутых видов покрытия имел свой цвет и сферу применения.

  • Коричневый - это Type I на основе Fe2O3.
  • Черный - так называемый Metal Type IV.
  • Темно-синий на основе CrO2 - Type II.
  • Type III - смешанная пленка. Коричневая с одной стороны и темно-синяя - с другой.
  • Встречается и белая лента в кассетах. Это ракорд. То есть пленка, не содержащая ферромагнитного покрытия, а значит, и записи. Кроме белого, ракорд может быть прозрачным или с красными метками для автостопа.

Несмотря на разницу в покрытии, лента МК имеет одинаковую ширину - 3,81 мм.

Стандартом толщины пленки являются 18 мкм и 27 мкм. В первом случае лента рассчитана на 90 минут работы. Во втором - на час. Эти разновидности были наиболее используемыми. Хотя в разное время появлялись МК как на 10 минут, так и на 240. Однако пленки больше 90 минут были слишком тонкими и ненадежными.

Компакт-кассета для диктофона

Как уже было сказано выше, классическая МК имеет параметры 100,4 х 63,8 х 12 мм. Специально для диктофонов и автоответчиков была разработана так называемая микрокассета (ММК). Ее габариты вдвое скромнее, нежели у традиционной МК: 50 х 33 х 7 мм.

Хотя принцип работы у магнитофонной кассеты и у ММК аналогичный, внутреннее устройство отличается не только размерами.

  • У диктофонного носителя двойной набор пружин и фетровых подушечек.
  • Метраж ленты не 90 минут, а полчаса или час.
  • Скорость движения пленки: 2,38 см/с.
  • Для экономии пространства в ММК может не быть ракорда.
  • В отличие от обычных кассет, у таких нет сквозного канала, и размещение прижимного ролика и головок несколько нестандартное.

Несмотря на меньшую популярность и узкую специфику применения, микрокассеты стоили дороже обычных.

Принцип работы МС

Разобравшись с устройством МК, стоит узнать, как же она функционирует. В основе всего лежит принцип магнитной записи.

Пленка в кассете покрывается ферромагнитым составом (на основе Fe2O3 или CrO2). При ее протягивании перед электромагнитом (который получает питание усиленными токами, выработанными микрофоном) в металлических частичках происходят изменения в намагничивании (соответствуют тем колебаниям тока, которые были вызваны звуком). Таким образом, на ленту заносятся данные, то есть происходит запись. Теоретически это может быть не только звук, но и видео, и другая информация.

Ее воспроизведение происходит посредством протягивания ленты через аналогичный магнит в магнитофоне или плеере. Только на этот раз он "считывает" образованный частичками "рисунок" и трансформирует его в звук. А через усилитель и громкоговоритель подает в динамики.

Как видно, все гениальное просто. Однако, чтобы дойти до этого, кассете пришлось пройти немало преобразований.

Краткая история МК

"Мамой" магнитофонных кассет (фото ниже) можно считать бобины с магнитной лентой, а "бабушкой" - грампластинки. Целью изобретения всех этих устройств было стремление человечества сохранить в вечности музыку или другие звуки. Однако на граммофонные пластинки (появились еще в ХІХ в.) не получалось сделать длинную запись. Бобины же были громоздки и требовали постоянной перестановки местами.

В начале 30-х гг. ХХ в. возникла идея совместить подающую и принимающую катушки магнитофона в одном футляре. Первые эксперименты такого рода проводились в предвоенной Германии. Уже в 1935-1936 гг. была сконструирована первая компакт-кассета. Правда, работала она на проволоке. Начало Второй мировой войны приостановило развитие этой технологии.

После войны, в начале 50-х, фирма Loewe Optaphon выпустила первый в мире магнитофон, использующий именно кассетный формат, в котором пленка была закольцована. Это изобретение дало стимул для развития данной технологии. На протяжении всего десятилетия вышло несколько вариаций компакт-кассеты.

Новой вехой в истории МК является кассета американской компании RCA. Она больше всего была похожа на известный сегодня носитель. Главным отличием стали размеры: 197 × 127 × 13 мм. Несмотря на это, она позволяла записывать и воспроизводить аудио всего на протяжении часа (по 30 минут с каждой стороны) при скорости 9,53 см/с.

В ближайшие несколько лет на базе этой разработки возник формат из четырех дорожек, а позже из восьми. Такие МК широко использовались только в США до появления компакт-кассеты.

1963 г. стал знаковым. Именно тогда голландская компания Philips создала первую в мире полноценную магнитофонную кассету. Из-за ее скромного размера она получила название Compact Cassette, которое и закрепилось за данным товаром.

Опасаясь, что конкуренты фирмы слегка усовершенствуют их изобретение и вытеснят его с рынка, руководство Philips не стало патентовать технологию и разрешило всем использовать ее. Вскоре кассеты а-ля "Филипс" стали производить и другие компании во всем мире. Они быстро вытеснили все другие разработки в данной сфере.

Кстати, технология производства магнитофонной кассеты в СССР также была "позаимствована" у голландцев. Правда, с массой недочетов. По свидетельствам очевидцев, стремясь обеспечить нужды всех жителей страны, МК делались худшего качества, чем зарубежные аналоги. Доходило до того, что на производстве даже не успевали закрутить все болты на кассете. Кроме того, материалы, из которых производили пленку, были самого низкого качества, из-за чего магнитофоны часто зажевывали ее. А после нескольких перезаписей она и вовсе выходила из строя. Поэтому, несмотря на то что магнитофонные кассеты (фото в статье) таких производителей, как Sony, Philips, TDK, Denon, Agfa, BASF, стоили в 2 раза дороже (по сравнению с советскими), покупатели старались пользоваться именно ими.

Следующим этапом эволюции МК стало изобретение магнитной ленты для них на основе CrO2. Благодаря этому качество записи стало лучше. Теперь компакт-кассеты смогли вытеснить с рынка бобины (которыми продолжали пользоваться в основном только при студийной записи).

Невероятная доступность и легкость в обращении этих носителей привела к зарождению и развитию пиратства по отношению к авторским правам музыкантов. Покупка чистых МК и копирование с других обходилось значительно дешевле, чем приобретение готовых магнитофонных кассет с записями исполнителей. В СССР (где не существовало авторского права) эта проблема не фигурировала. Зато появление этих девайсов стимулировало развитие рок-музыки, которую официальная цензура не очень приветствовала.

Пика своей популярности компакт-кассеты достигли в 1985-1990 гг. Именно в этот период было произведено и продано самое большое их количество.

В первую пятилетку 90-х МК продолжали держать позиции. Однако с 1996 г. их стали активно теснить компакт-диски. В отличие от кассет, на них помещалось больше информации, и они не требовали перемотки.

В период 1996-2000 гг. эти носители сосуществовали. Хотя кассеты по многим параметрам проигрывали дискам, не у всех еще были аппараты для считывания последних. Да и себестоимость их производства была выше, чем у МК.

С приходом нового тысячелетия и цифровой эпохи кассеты были вытеснены с рынка практически полностью.

Компакт-кассеты сегодня

Хотя данный носитель является устаревшим, его продолжают производить. В большинстве случаев - для поклонников ретро. Хотя чаще всплеск интереса к МК связан с модными веяниями.

К примеру, в 2014 г. на экраны вышел кинофильм от "Марвел" - "Стражи Галактики". Один из главных героев, ностальгируя о прошлом, слушал музыку на плеере Sony Walkman. Стремление зрителей подражать ему привело к тому, что в том же году было куплено 10 миллионов кассет, и спрос на них в США продолжает расти уже который год.

Примечательно, что в 2017 г. вышло долгожданное продолжение ленты "Стражи Галактики 2", в котором отец главного героя сломал его раритетный плеер. Будем надеяться, что это не очень повредит продажам компакт-кассет.

Сфера применения МК

С самого момента своего возникновения, аудиокассеты уступали граммофонным пластинкам и бобинам. Практически с самого момента своего появления они позиционировались как товар для массового употребления. Дело в том, что качество воспроизведения записи у пластинок и бобин всегда было значительно выше, чем у МК (как и у современных цифровых дисков). Из-за этого профессионалы с ними редко работали.

Итак, где же использовались эти носители информации. Помимо магнитофонов и плееров, МК часто слушали в машинах вместо привычного радио. Кстати, когда кассетная технология была еще в процессе доработки, под них уже изготавливались магнитолы.

Если в СССР диктофоны были не особо распространены (по сравнению с магнитофонами), то в других развитых странах их применяли более чем широко. Вплоть до появления диктофонного формата практически половина всех производимых МК использовалась в устройствах для записи речи. Их применяли секретари, журналисты, бизнесмены, писатели и, конечно же, шпионы (куда без них).

Рассматривая сферы применения МК, стоит обратить внимание на еще один прибор, знакомый большинству гражданам СССР только по фильмам. Это автоответчик. Для записи сообщения на нем применялись все те же компакт-кассеты.

МК вместо дискеты

На заре появления персональных компьютеров перед производителями встал вопрос: что использовать в качестве носителя? Технология дискет была еще сырой, а перфокарт - устарела. Решением стали магнитофонные кассеты. Они (как и приводы для их считывания) стоили гораздо дешевле, чем гибкие диски и атрибуты к ним.

Уже к концу 70-х гг. домашние ПК записывали данные на кассеты. Изначально в них были встроены ниши для МК. Позже технологию упростили. Теперь к компьютеру подключался магнитофон, который и производил запись/считывание необходимых данных.

Для выходцев из СССР такой способ применения кассет стал доступен лишь в 80-х. В этот период советская промышленность порадовала своих граждан ПК "Компаньон". Его дизайн и устройство было честно украдено у британского собрата ZX Spectrum.

Справедливости ради стоит сказать, что в большинстве семей, обладающих "Компаньоном", его использовали не столько для работы, сколько для развлечения. И по сей день у многих пылятся в комодах старые игры на магнитофонных кассетах. А в конце 80-х и даже начале 90-х для школьников они были пределом мечтаний. Как видеомагнитофон или плеер.

Поделки из МК

В отличие от европейских стран и США, на просторах бывшего СССР столь повальной ностальгии по этому носителю не наблюдается. Наоборот. Те, у кого в закромах еще остались старые магнитофонные кассеты, не знают, куда деть это "счастье". Поэтому они и придумывают самые что ни на есть невообразимые способы их применения.

Из корпусов делают кошельки, сумочки, светильники, мебель, картины и даже плееры. Как ни странно, но одни из самых популярных поделок из старых магнитофонных кассет - шкатулки. Причем делают их не только из корпусов нескольких МК, но и вяжут из самой магнитной ленты.

Такие шкатулки из старых магнитофонных кассет и поделки другого рода весьма популярны. Их изготавливают не только для себя, но и на продажу. Практически в любой стране мира на специализированных сайтах можно приобрести как изделия из МК, так и практически любую магнитофонную кассету. Crafta.ua (Украина), "Ярмарка мастеров" (РФ), Amazon (США) и т. п. - это лишь скромный перечень ресурсов, где продаются подобные творения.

Так что если вы являетесь счастливым обладателем нескольких таких носителей в хорошем состоянии, можете их продать или сделать что-то красивое.

Не существует единого способа, как применить магнитофонные кассеты, чтобы из них вышел толк или хотя бы отбить потраченные на них когда-то деньги. В любом случае следует довериться собственной фантазии. А она редко подводит. А коль ничего не приходит на ум, можно положить их обратно в комод и ждать прихода популярности на сей девайс и к нам.

fb.ru

описание, фото, размеры, назначение и принцип работы

Дом и семья 9 октября 2018

С появлением цифровой аудиозаписи магнитофонная кассета, как и ее сородичи (дискеты с виниловыми пластинками), довольно скоро превратилась в стильные картинки, утратив свое первоначально значение. Не будем же списывать ее со счетов и узнаем, из чего ее делали и как она работает. А также рассмотрим, что можно сделать из старых кассет, отживших свое.

Что такое магнитофонная кассета и "с чем ее едят"

В советских магазинах данное чудо техники именовалось МК. Многие отечественные потребители иронизировали над примитивностью названия. Ведь оно расшифровывалось как "магнитофонная кассета". На самом же деле МК было честно содрано с оригинального английского Music Cassette.

Кстати, привычное нам словосочетание "магнитофонная кассета" не совсем корректно. Данный носитель информации (используемый для записи звука) широко применялся не только в магнитофонах, но и в диктофонах, автоответчиках, а также компьютерах. Поэтому официальное название девайса - "компакт-кассета" (Compact Cassette). Реже используется термин "аудиокассета".

В свое время данный носитель стал прорывом в сфере аудиозаписи. Ведь МК были маленькими и удобными в обращении, в то время как пластинки и бобины занимали много места и легко выходили из строя.

В период с 70-х по 90-е годы ХХ в. именно кассеты были самым популярным средством для записи и прослушивания музыки во всем мире. Благодаря им размеры проигрывателей значительно уменьшились, и они стали переносными. Также именно им мы должны быть благодарны за появление персональных музыкальных плееров.

Описание магнитофонной кассеты

На пике популярности МК более сотни компаний занимались ее производством. Несмотря на это, все они придерживались единого стандарта. Это гарантировало универсальность применения компакт-кассеты. Покупая ее в Японии, можно было быть уверенным, что она будет работать и на немецком, и на советском, и на американском магнитофоне или плеере.

Давайте рассмотрим, из чего же состояла типичная МК.

Все ее детали были заключены в защитный пластиковый корпус. Его габариты как раз и представляют собой типичный размер магнитофонной кассеты. Он равен: 100,4 х 63,8 х 12 мм.

В дешевых МК эта деталь была цельной. Это не позволяло ее ремонтировать и разбирать. У более дорогих он состоял из половинок, скрученных крохотными винтиками (4 или 5 шт.).

Что касается цвета корпуса, то изначально он был цветным. Позже МК стали делать из менее прочного прозрачного пластика. Это было связано не только с его более дешевой стоимостью, но и с тем, что он позволял видеть, что происходит внутри кассеты.

Внутри Music Cassette размещены 2 миниатюрные бобины диаметром 2-2,2 см каждая. На них закреплены концы магнитной ленты. Каждая середина такого сердечника имеет отверстие с 6 зубцами. Именно они позволяют валам лентопротяжного механизма проигрывателя управлять кассетой.

Если лента полностью намотана на одну из бобин, диаметр круга составляет 5,2 см.

В обоих нижних углах МК находится по крохотному направляющему ролику. При движении ленты именно они задают ее положение строго по оси корпуса.

Внизу по центру размещен магнитный экран и прижимная пружина с подушечкой из фетра. Она нужна для того, чтобы лента как можно плотнее прижималась к магнитной головке, но при этом не травмировалась. Также она очищает пленку от возможной пыли.

На корпусе МК расположено несколько технических отверстий, куда входят элементы лентопротяжного механизма воспроизводящего прибора. К примеру, это 2 симметричных круглых отверстия внизу, недалеко от прижимной пружины. Или окружающие ее две прямоугольные прорези для стирающей головки (в случае перезаписи кассеты).

Помимо этого, у более поздних моделей МК сверху были специальные прорези, которые "помогали" магнитофону "определять" тип применяемой пленки автоматически.

Особенности пленки в МК

Сердцем любой кассеты и одновременно ее памятью является магнитная лента. На нее записывается или перезаписывается вся информация. Для этого используются 2 дорожки (моно) или 4 (стерео).

Стандартная скорость движения пленки - 4,76 см/с. В более поздних двухкассетных магнитофонах появилась возможность переписывать с одной МК на другую в ускоренном режиме: 9,53 см/с.

Как и в бобинах, кассетная лента создана на основе полимерной пленки, покрытой слоем из порошка магнитных металлов или их оксидов.

В первых кассетах они покрывались Fe2O3. Однако качество записи и воспроизведения МК такого типа значительно уступало пленке на основе CrO2. В дальнейшем компания SONY разработала технологию производства двухслойной ленты с оксидами и хрома, и железа. Она лучше передавала записанное, но при этом была более капризной пленка, покрытая металлическим порошком.

Каждый из вышеупомянутых видов покрытия имел свой цвет и сферу применения.

  • Коричневый - это Type I на основе Fe2O3.
  • Черный - так называемый Metal Type IV.
  • Темно-синий на основе CrO2 - Type II.
  • Type III - смешанная пленка. Коричневая с одной стороны и темно-синяя - с другой.
  • Встречается и белая лента в кассетах. Это ракорд. То есть пленка, не содержащая ферромагнитного покрытия, а значит, и записи. Кроме белого, ракорд может быть прозрачным или с красными метками для автостопа.

Несмотря на разницу в покрытии, лента МК имеет одинаковую ширину - 3,81 мм.

Стандартом толщины пленки являются 18 мкм и 27 мкм. В первом случае лента рассчитана на 90 минут работы. Во втором - на час. Эти разновидности были наиболее используемыми. Хотя в разное время появлялись МК как на 10 минут, так и на 240. Однако пленки больше 90 минут были слишком тонкими и ненадежными.

Компакт-кассета для диктофона

Как уже было сказано выше, классическая МК имеет параметры 100,4 х 63,8 х 12 мм. Специально для диктофонов и автоответчиков была разработана так называемая микрокассета (ММК). Ее габариты вдвое скромнее, нежели у традиционной МК: 50 х 33 х 7 мм.

Хотя принцип работы у магнитофонной кассеты и у ММК аналогичный, внутреннее устройство отличается не только размерами.

  • У диктофонного носителя двойной набор пружин и фетровых подушечек.
  • Метраж ленты не 90 минут, а полчаса или час.
  • Скорость движения пленки: 2,38 см/с.
  • Для экономии пространства в ММК может не быть ракорда.
  • В отличие от обычных кассет, у таких нет сквозного канала, и размещение прижимного ролика и головок несколько нестандартное.

Несмотря на меньшую популярность и узкую специфику применения, микрокассеты стоили дороже обычных.

Принцип работы МС

Разобравшись с устройством МК, стоит узнать, как же она функционирует. В основе всего лежит принцип магнитной записи.

Пленка в кассете покрывается ферромагнитым составом (на основе Fe2O3 или CrO2). При ее протягивании перед электромагнитом (который получает питание усиленными токами, выработанными микрофоном) в металлических частичках происходят изменения в намагничивании (соответствуют тем колебаниям тока, которые были вызваны звуком). Таким образом, на ленту заносятся данные, то есть происходит запись. Теоретически это может быть не только звук, но и видео, и другая информация.

Ее воспроизведение происходит посредством протягивания ленты через аналогичный магнит в магнитофоне или плеере. Только на этот раз он "считывает" образованный частичками "рисунок" и трансформирует его в звук. А через усилитель и громкоговоритель подает в динамики.

Как видно, все гениальное просто. Однако, чтобы дойти до этого, кассете пришлось пройти немало преобразований.

Краткая история МК

"Мамой" магнитофонных кассет (фото ниже) можно считать бобины с магнитной лентой, а "бабушкой" - грампластинки. Целью изобретения всех этих устройств было стремление человечества сохранить в вечности музыку или другие звуки. Однако на граммофонные пластинки (появились еще в ХІХ в.) не получалось сделать длинную запись. Бобины же были громоздки и требовали постоянной перестановки местами.

В начале 30-х гг. ХХ в. возникла идея совместить подающую и принимающую катушки магнитофона в одном футляре. Первые эксперименты такого рода проводились в предвоенной Германии. Уже в 1935-1936 гг. была сконструирована первая компакт-кассета. Правда, работала она на проволоке. Начало Второй мировой войны приостановило развитие этой технологии.

После войны, в начале 50-х, фирма Loewe Optaphon выпустила первый в мире магнитофон, использующий именно кассетный формат, в котором пленка была закольцована. Это изобретение дало стимул для развития данной технологии. На протяжении всего десятилетия вышло несколько вариаций компакт-кассеты.

Новой вехой в истории МК является кассета американской компании RCA. Она больше всего была похожа на известный сегодня носитель. Главным отличием стали размеры: 197 × 127 × 13 мм. Несмотря на это, она позволяла записывать и воспроизводить аудио всего на протяжении часа (по 30 минут с каждой стороны) при скорости 9,53 см/с.

В ближайшие несколько лет на базе этой разработки возник формат из четырех дорожек, а позже из восьми. Такие МК широко использовались только в США до появления компакт-кассеты.

1963 г. стал знаковым. Именно тогда голландская компания Philips создала первую в мире полноценную магнитофонную кассету. Из-за ее скромного размера она получила название Compact Cassette, которое и закрепилось за данным товаром.

Опасаясь, что конкуренты фирмы слегка усовершенствуют их изобретение и вытеснят его с рынка, руководство Philips не стало патентовать технологию и разрешило всем использовать ее. Вскоре кассеты а-ля "Филипс" стали производить и другие компании во всем мире. Они быстро вытеснили все другие разработки в данной сфере.

Кстати, технология производства магнитофонной кассеты в СССР также была "позаимствована" у голландцев. Правда, с массой недочетов. По свидетельствам очевидцев, стремясь обеспечить нужды всех жителей страны, МК делались худшего качества, чем зарубежные аналоги. Доходило до того, что на производстве даже не успевали закрутить все болты на кассете. Кроме того, материалы, из которых производили пленку, были самого низкого качества, из-за чего магнитофоны часто зажевывали ее. А после нескольких перезаписей она и вовсе выходила из строя. Поэтому, несмотря на то что магнитофонные кассеты (фото в статье) таких производителей, как Sony, Philips, TDK, Denon, Agfa, BASF, стоили в 2 раза дороже (по сравнению с советскими), покупатели старались пользоваться именно ими.

Следующим этапом эволюции МК стало изобретение магнитной ленты для них на основе CrO2. Благодаря этому качество записи стало лучше. Теперь компакт-кассеты смогли вытеснить с рынка бобины (которыми продолжали пользоваться в основном только при студийной записи).

Невероятная доступность и легкость в обращении этих носителей привела к зарождению и развитию пиратства по отношению к авторским правам музыкантов. Покупка чистых МК и копирование с других обходилось значительно дешевле, чем приобретение готовых магнитофонных кассет с записями исполнителей. В СССР (где не существовало авторского права) эта проблема не фигурировала. Зато появление этих девайсов стимулировало развитие рок-музыки, которую официальная цензура не очень приветствовала.

Пика своей популярности компакт-кассеты достигли в 1985-1990 гг. Именно в этот период было произведено и продано самое большое их количество.

В первую пятилетку 90-х МК продолжали держать позиции. Однако с 1996 г. их стали активно теснить компакт-диски. В отличие от кассет, на них помещалось больше информации, и они не требовали перемотки.

В период 1996-2000 гг. эти носители сосуществовали. Хотя кассеты по многим параметрам проигрывали дискам, не у всех еще были аппараты для считывания последних. Да и себестоимость их производства была выше, чем у МК.

С приходом нового тысячелетия и цифровой эпохи кассеты были вытеснены с рынка практически полностью.

Компакт-кассеты сегодня

Хотя данный носитель является устаревшим, его продолжают производить. В большинстве случаев - для поклонников ретро. Хотя чаще всплеск интереса к МК связан с модными веяниями.

К примеру, в 2014 г. на экраны вышел кинофильм от "Марвел" - "Стражи Галактики". Один из главных героев, ностальгируя о прошлом, слушал музыку на плеере Sony Walkman. Стремление зрителей подражать ему привело к тому, что в том же году было куплено 10 миллионов кассет, и спрос на них в США продолжает расти уже который год.

Примечательно, что в 2017 г. вышло долгожданное продолжение ленты "Стражи Галактики 2", в котором отец главного героя сломал его раритетный плеер. Будем надеяться, что это не очень повредит продажам компакт-кассет.

Сфера применения МК

С самого момента своего возникновения, аудиокассеты уступали граммофонным пластинкам и бобинам. Практически с самого момента своего появления они позиционировались как товар для массового употребления. Дело в том, что качество воспроизведения записи у пластинок и бобин всегда было значительно выше, чем у МК (как и у современных цифровых дисков). Из-за этого профессионалы с ними редко работали.

Итак, где же использовались эти носители информации. Помимо магнитофонов и плееров, МК часто слушали в машинах вместо привычного радио. Кстати, когда кассетная технология была еще в процессе доработки, под них уже изготавливались магнитолы.

Если в СССР диктофоны были не особо распространены (по сравнению с магнитофонами), то в других развитых странах их применяли более чем широко. Вплоть до появления диктофонного формата практически половина всех производимых МК использовалась в устройствах для записи речи. Их применяли секретари, журналисты, бизнесмены, писатели и, конечно же, шпионы (куда без них).

Рассматривая сферы применения МК, стоит обратить внимание на еще один прибор, знакомый большинству гражданам СССР только по фильмам. Это автоответчик. Для записи сообщения на нем применялись все те же компакт-кассеты.

МК вместо дискеты

На заре появления персональных компьютеров перед производителями встал вопрос: что использовать в качестве носителя? Технология дискет была еще сырой, а перфокарт - устарела. Решением стали магнитофонные кассеты. Они (как и приводы для их считывания) стоили гораздо дешевле, чем гибкие диски и атрибуты к ним.

Уже к концу 70-х гг. домашние ПК записывали данные на кассеты. Изначально в них были встроены ниши для МК. Позже технологию упростили. Теперь к компьютеру подключался магнитофон, который и производил запись/считывание необходимых данных.

Для выходцев из СССР такой способ применения кассет стал доступен лишь в 80-х. В этот период советская промышленность порадовала своих граждан ПК "Компаньон". Его дизайн и устройство было честно украдено у британского собрата ZX Spectrum.

Справедливости ради стоит сказать, что в большинстве семей, обладающих "Компаньоном", его использовали не столько для работы, сколько для развлечения. И по сей день у многих пылятся в комодах старые игры на магнитофонных кассетах. А в конце 80-х и даже начале 90-х для школьников они были пределом мечтаний. Как видеомагнитофон или плеер.

Поделки из МК

В отличие от европейских стран и США, на просторах бывшего СССР столь повальной ностальгии по этому носителю не наблюдается. Наоборот. Те, у кого в закромах еще остались старые магнитофонные кассеты, не знают, куда деть это "счастье". Поэтому они и придумывают самые что ни на есть невообразимые способы их применения.

Из корпусов делают кошельки, сумочки, светильники, мебель, картины и даже плееры. Как ни странно, но одни из самых популярных поделок из старых магнитофонных кассет - шкатулки. Причем делают их не только из корпусов нескольких МК, но и вяжут из самой магнитной ленты.

Такие шкатулки из старых магнитофонных кассет и поделки другого рода весьма популярны. Их изготавливают не только для себя, но и на продажу. Практически в любой стране мира на специализированных сайтах можно приобрести как изделия из МК, так и практически любую магнитофонную кассету. Crafta.ua (Украина), "Ярмарка мастеров" (РФ), Amazon (США) и т. п. - это лишь скромный перечень ресурсов, где продаются подобные творения.

Так что если вы являетесь счастливым обладателем нескольких таких носителей в хорошем состоянии, можете их продать или сделать что-то красивое.

Не существует единого способа, как применить магнитофонные кассеты, чтобы из них вышел толк или хотя бы отбить потраченные на них когда-то деньги. В любом случае следует довериться собственной фантазии. А она редко подводит. А коль ничего не приходит на ум, можно положить их обратно в комод и ждать прихода популярности на сей девайс и к нам.

Источник: fb.ru

monateka.com

прошлое, настоящее и будущее / Stereo.ru

Небольшая преамбула

Я, вообще-то, далеко не самый возрастной аудиофил. Катушечного магнитофона в моем детстве не было, осознанный период заболевания музыкой случился с покупкой двухкассетной приставки Нота МП-220С. Потом я опробовал деку Technics у моего соседа. Наступили 90-е, и лет пять я, будучи работающим студентом, покупал себе то, чего не было в 80-е — хорошие кассеты. Записывал их где только можно, сменил десяток носимых плееров, начав с самого дешевого Walkman, дошел до ультратонкого алюминиевого Panasonic с автореверсом и аккумулятором. Именно тогда, видимо, у меня и сформировалась любовь к этим черным прямоугольным картриджам с пленкой, на которые можно записывать как целые альбомы, так и сборники, где одна сторона может быть роком, а вторая попсой. А перед выходом из дома надо крепко подумать, какую кассету вставить в плеер, а какую положить в карман или рюкзак. Теперь у меня в системе есть Nakamichi Dragon и я могу вам сказать, что кассеты — это вполне себе аудиофильно. Впрочем, давайте по порядку.

Исторический экскурс

К началу 60-х годов виниловые пластинки были практически единственным доступным средством доставки контента до массового потребителя. Катушечные магнитофоны стоили существенно дороже, а лента на катушках не очень удобна в использовании. Минусы обоих форматов (громоздкость аппаратов для их проигрывания, чувствительность к вибрациям и т.д.) существенно ограничивали использование в автомобилях и вообще вне дома.

Представленная Philips в 1963-1964 годах компакт-кассета, несмотря на заметно худшие характеристики, имела ряд существенных достоинств. Во-первых, это был жесткий стандарт (количество дорожек, скорость движения ленты), гарантировавший возможность воспроизведения на любых проигрывателях, а во-вторых, компактность и удобство использования. Взять в руки футляр с кассетой, вставить кассету, нажать кнопку Play и услышать музыку — занимало ровно несколько секунд, в то время как заправка ленты с катушки в лентопротяжный механизм была далеко не самым простым занятием, особенно учитывая вариативность этих самых лентопротяжных механизмов.

Чем платили потребители за удобство использования? Заметно упрощенными физическими характеристиками. Так, например, ширина ленты бытового катушечника — 6,35 мм, а ширина ленты в кассете — 3,8 мм. Почему это важно? Чем шире пленка, тем больше места для записи канала, тем больше места между каналами для уменьшения взаимопроникновения. Скорость пленки в кассете — 4,76 см/сек, скорость ленты в катушечном магнитофоне — 9, 19, 38 и, может быть, даже 78 см/сек, а чем больше скорость, тем больше магнитных частиц участвует в записи одинакового по времени фрагмента музыки. Ну и вишенкой на торте для владельцев хороших катушечных магнитофонов служит возможность записи (не во всех моделях, разумеется) двух каналов на всю ширину пленки. То есть еще больше информации и еще меньше crosstalk между каналами.

Немного о конструкции кассеты

Чем же изобретатели кассеты улучшали ее характеристики? Давайте для начала разберем ее (буквально) и посмотрим, что там внутри.

Кассета Maxell XLII, разобранная автором

Корпус приличной кассеты делается из плотного пластика, его задача — гасить вибрации и улучшать стабильность движения пленки. Обычно половины корпуса собираются с помощью маленьких винтов, хотя есть кассеты и заклеенные, и на защелках.

A. Перед магнитной пленкой всегда есть ракорд — полимерная пленка без нанесения магнитных частиц, иногда с разнообразными символами (и которая иногда по совместительству может выполнять очистку головки).

B. Специальная подушечка на металлической пластине, которая обеспечивает более плотный прижим ленты к головке.

C. Прозрачный рифленый вкладыш нужен для обеспечения равномерной намотки пленки на бобинку и уменьшения шума от вибрации при перемотке и воспроизведении.

D. Подающие и принимающие ролики для уменьшения усилия на разрыв при начале/конце перемотки и обеспечивающие плавную работу кассеты.

E. Сама пленка.

F. Пластиковые бобинки. Пленка защелкивается в них специальными замками.

G. Круглые прорези в нише корпуса кассеты, в которые входит вал и ролик лентопротяжного механизма.

H. Прорези для стирающей головки в большинстве кассетных механизмов.

K. Ниша для воспроизводящей или записывающей и воспроизводящей головок.

Из интересных технических решений стоит отметить автоматическую систему выбора типа ленты (полтора-два десятка лет после внедрения формата это приходилось делать вручную):

На корпусе кассеты сверху, кроме защитного выламываемого язычка, придумали делать прорези рядом с ним для типа II и ближе к центру для типа IV. А в кассетных деках начали размещать датчики, которые активировали различные режимы подмагничивания. Корпус без прорезей однозначно идентифицировался как тип I. Где же тип III, спросит наблюдательный читатель, и где для него прорезь? Все дело в том, что к моменту изобретения этой системы маркировки третий тип ленты практически перестали производить

Типы кассет, точнее, лент в них

Теперь немного о ленте, точнее, ее типах, потому что именно улучшение формулы магнитного слоя ленты помогло кассете в итоге стать весьма серьезным форматом, качество воспроизведения с которого, при надлежащем состоянии записывающего и воспроизводящего устройства, может сильно удивить.

Первый тип, он же Type I — в основном это формулы различных оксидов железа, появившиеся сразу и совершенствовавшиеся до последних лет кассетной эры. Рабочая лошадка для всех применений — от записи интервью до музыки. В последнем случае требовались гораздо большие энергетические уровни записи, и инженеры придумывали нестандартные решения, например, наносили рабочий слой два раза, добавляли к оксиду железа различные добавки, пытались выравнивать магнитные частицы магнитным полем в момент нанесения и так далее.

Второй тип, он же Type II — поиски новых решений для записи музыки привели к изобретению пленки на базе диоксида хрома компанией DuPont; первым выпуск «хромовой пленки» наладила BASF, после чего DuPont продала эксклюзивные права на производство пленки на базе CrO2 в Японии компании Sony, что заставило остальных японцев (TDK-Maxell-Fuji) искать альтернативное решение. И оно было найдено — с применением частиц кобальта.

Третий тип, он же Type III — выпускался недолго в середине 70-х, практически эксклюзивно компанией Sony. В этой пленке слой оксида железа был покрыт вторым слоем оксида хрома. Формула называлась FeCr, но не прижилась, и в начале 80-х с переключателей типов пленки Type III пропал полностью. Впрочем, до сих пор можно найти на аукционах кассеты третьего типа.

Четвертый тип, он же Type IV — на базе частиц чистого металла (Metal Powder или Pure Metal), наносимого прямо на пленку, давал потрясающие результаты, но пленка этого типа потребовала совершенно новых головок, способных стирать и записывать такую пленку . Так появилось новое поколение головок — сендастовых, аморфных и так далее, которые были сделаны из магнитного материала, иногда использовались специальные вставки из сплавов, такие головки обеспечивали более мощное магнитное поле и могли нормально писать и стирать пленку четвертого типа.

Каждая компания, производившая ленту, экспериментировала с составами, способами нанесения на основу, количеством слоев и т.д. В полет фантазии инженеров вмешивались патентные ограничения, поэтому довольно быстро, несмотря на попытки жесткой стандартизации параметров лент всех четырех типов (международным органом IEC, поэтому иногда пишут IEC Type I), на кассетных деках начали появляться сначала регуляторы тонкой подстройки тока подмагничивания (Fine BIAS tuning), а потом и полноценные системы калибровки под конкретную ленту, как ручные, так и автоматические. Серьезные системы калибровки встречаются в основном во флагманских деках, как правило, трехголовочных, где есть сквозной канал и можно сделать калибровку быстро и точно.

Слева направо: Maxell UR (Type I), Maxell XLII (Type II), TDK MA (Type IV), TDK SA-X (Type II), TDK-D (Type I)

Таким образом, где-то к середине-концу 80-х годов пленка в кассетах, несмотря на гораздо меньшие размеры, чем на катушках, по своим магнитным характеристикам существенно продвинулась вперед. Так, например, инженеры TDK, создавшие свою легендарную формулу Avylin, впоследствии улучшенную и получившую название «Super Avylin» (кассеты TDK серии SA), декларировали уменьшение магнитных частиц за 15 лет в 10 раз, и, несмотря на десятикратное уменьшение, каждая частица была способна удержать в два раза больше энергии. На этом хватит теории, перейдем к главному вопросу.

Так где же сегодня купить кассеты?

Совершенно точно не в ближайшем магазине. И, скорее всего, не в ближайшем салоне Hi-Fi-техники. Но абсолютно точно — на любом более-менее специализированном интернет-аукционе или форуме по продаже Hi-Fi-техники. Ибо, к счастью, кассет было выпущено огромное количество. Настолько огромное, что даже сейчас нет никаких проблем купить практически любую кассету, любого года издания в состоянии NOS (New Old Stock) — запечатанную в оригинальную пленку и, скорее всего, хранившуюся в нужных условиях. Условия довольно простые: не влажно, не холодно и не горячо. Холодильник не обязателен, но 10 лет в неотапливаемом гараже могут убить любую, даже самую дорогую кассету. Именно поэтому покупка б.у. записанных кассет с рук на Авито или Мешке — это лотерея еще та. Моя личная коробка с кассетами (штук 200) довольно долго лежала у отца в гараже (неотапливаемом). В итоге большую часть кассет использовать нельзя, несмотря на то, что в основном я покупал хром и металл. Сыпется пленка, скрипят корпуса. Также стоит избегать до сих пор встречающихся старых китайских подделок 80-х годов самых популярных кассет, как TDK D и SA, Sony EF и HF, Maxell UR и LN. Бывают они в классическом китайском стиле (с измененными буквами или шрифтом), а бывают вполне приличные, отличающиеся цветом или микроскопическими деталями.

Слева — подделка, справа — настоящая TDK SA-C90 середины 70-х годов. Отличия: у настоящей кассеты рифленый корпус, черные винты, бОльшее окошко для ленты и качественная полиграфия

Но если речь о запечатанной кассете, особенно если она продается человеком вместе с еще парой сотен других марок и моделей кассет, то, скорее всего, это из коллекции. К тому же с большой долей вероятности пленка и корпус кассеты будут в нормальном состоянии и можно будет записать без опасений за головку вашего магнитофона и качество записи.

Места где купить с доставкой: Avito.ru, Meshok.net, Ebay, японские Yahoo, можно посмотреть на локальных форумах и торговых площадках. Б.у. кассеты встречаются на развалах, но, как я уже писал выше, это лотерея. Если вы купили кассету с целью записи на нее — не лишним будет перед записью перемотать ее полностью туда-сюда и только потом уже пытаться записать. Исходя из моего скромного опыта, не стоит ждать феерических результатов от кассет неизвестных производителей, которых всегда было огромное количество — особенно в СССР в эпоху глобального дефицита всего и всея. Золотая середина (для записи музыки и опять же сугубо мое личное мнение) это TDK SA, TDK SA-X, Maxell XLII, Maxell XLII-S, Sony UX, Sony UX-PRO — хромовые кассеты, среднего класса, не топовые и даже сейчас относительно недорогие. Их можно купить примерно за 500-700 рублей за штуку в запечатанном состоянии (в зависимости от года выпуска и времени).

Иногда и такие выгодные находки встречаются в магазинах распродаж. Но это совершенно точно не российская история, в последнее время таких предложений нет даже в США — все уже раскупили

Кстати о времени

Точнее — о длине ленты. Мировой рынок кассет выпускал массово три-четыре типа кассет по времени записи: C-46, C-60, C-90, C-120. Однако ближе к закату кассет, когда на них начали копировать CD, получили распространение кассеты C-74. Кроме этого, довольно часто встречаются демокассеты по 10-15 минут (особенно японские, для их домашнего рынка) и еще куча вариаций. Что покупать — решать в любом случае вам, но тут есть один нюанс. Время воспроизведения напрямую зависит от длины пленки, а длина пленки при фиксированных размерах корпуса напрямую коррелирует с толщиной пленки. Ну а толщина пленки зависит ровно от двух параметров — толщины полимерного базового слоя и толщины напыления рабочего слоя.

Кассета TDK D180, 1982 год. Ходили бурные дебаты на тему того, фейк это или не фейк, но на YouTube есть ролик с распаковкой и проигрыванием такой кассеты

Поэтому, несмотря на то, что отдельные японские умельцы смогли сделать кассеты C-150 (Maxell) и даже C-180 (TDK), они не прижились — слишком тонкая была пленка (малейшая неисправность ЛПМ магнитофона — и она порвалась) и слишком сложно было обеспечить хорошее качество записи. Поэтому кассеты с длиной пленки больше чем на час с каждой стороны (С-120) получили крайне ограниченное распространение. Лично я ни разу таких не видел.

Также стоит отметить, что ровно по причине того, что пленка в C-60 толще, чем в С-90, многие более опытные товарищи предпочитают записывать действительно качественную музыку именно на шестидесятиминутки. С-46 имеет такую же толщину, что и С-60 (с точки зрения качества записи разницы не будет, просто намотано меньше пленки).

Ну хорошо, а что делать, если я не хочу старую кассету?

Тут все пока печально, но есть неплохой повод для оптимизма. Начну с того, что ВСЕ гранды прошлого давно не производят пленку. Мощные японские бренды (TDK-Maxell) прошли через череду слияний и поглощений, и сейчас Maxell чего только не выпускает (точнее, чего только не выпускают под брендом Maxell) — от автомобильных аккумуляторов и пальчиковых батареек до наушников. Впрочем, на американском сайте Maxell можно найти упоминание об аудиокассетах UR60 и UR90, но, как писали на одном из уважаемых западных аудиофорумов, это как раз старые нераспроданные запасы конца 90-х. TDK тоже прошла через ряд поглощений и перепродаж; бренд лепят и на батарейки, и на наушники, а в Штатах и на медицинское оборудование. Fuji (а точнее, ее кассетный подбренд Axia) тоже канул в небытие. Немецкая BASF была слита с AGFA, и теперь концерн занимается тоже медициной и химией, но никак не лентами. Так причем здесь повод для оптимизма?

Во-первых, в США есть компания National Audio Company, которая производит новые кассеты, используя старые запасы пленки. На сайте представлены кассеты первого и второго типов, однако буквально пару недель назад ребята объявили, что, к сожалению, запасы хромовой пленки подходят к концу.

Кассеты у них выглядят и вполовину не так круто, как какие-нибудь дорогие Sony Metal Master или даже те же Maxell XLII, но вам шашечки или ехать?

Несмотря на скромный внешний вид, NAC производит три разных серии кассет для бытовой записи музыки — одну модель для студийной записи (как раз тот самый хром, пленка к которым уже заканчивается) и одну модель для записи речи для журналистов. Хромовая Studio Master может прилично поразить стоимостью — 50 долларов за одну кассету С-90. С одной стороны, вроде скоро их не останется. С другой — не исключено, что это небольшое лукавство, потому что у них на сайте указаны количества, которые они еще могут произвести: 24 000 штук C-90 и 18 000 штук C-60, что более чем неплохо. Обычные AudioPro, как на картинке выше, стоят 13 долларов за C-90, что, впрочем, тоже немало.

Во-вторых, в Европе есть голландская De Bandjesfabriek, выпускавшая в золотые годы сотни тысяч кассет, сократившая обороты к 2000-м до 2-3 тысяч в год. Но в последнее время продажи опять растут, в 2014-2015 годах объемы поднялись до 20-30 тысяч кассет в год — в основном для продажи уже записанных студийно альбомов. Однако и они выпускают кассеты с пленкой, оставшейся из старых запасов. И это большая проблема: пленка на складах National Audio Company и De Bandjesfabriek не пополняется. Мотать кассеты в корпус дело нехитрое, но что делать?

С-60 от голландской De Bandjesfabriek

Наконец, в апреле 2018 года голландцы аккуратно, через свой Facebook, объявили о производстве тестовой партии кассет FOX C-60 из новой пленки! Учитывая то, что пленку, насколько я знаю, для бытовой аудиозаписи сейчас делает только один в мире производитель, угадать ее происхождение было несложно. Французы (или Mulann Industries), не первый год делающие пленку для катушечных магнитофонов, наконец-то решились попробовать сделать пленку под кассеты. Вот то самое видео, где ребята из Банджесфабрик заправляют первую партию новой пленки Recording the Masters в кассеты (заодно можно и посмотреть, как это все делается):

Мне стало интересно и я начал следить за дальнейшем развитием событий. Список ссылок на статьи об этих кассетах я дам в конце, а пока просуммирую сухие факты, которые удалось вычленить из различных источников:

• FOX — расшифровывается как Ferric OXide, но это не совсем обычный оксид железа, это то, что называется Super Ferric, то есть эта пленка — первого типа, но сделана на базе «студийных рецептов» и способна держать где-то +4-6 дБ при записи, что является хорошим показателем даже для хромовых пленок.

• Однако делать хромовую пленку в ближайших планах у RtM нет, как и металлическую четвертого типа, потому что нет сырья (поставщики частиц диоксида хрома в Корее и Китае их не устраивают по стабильности качества).

• Пленка от RtM для кассет в текущей реализации достаточно толстая, максимальная продолжительность кассеты — 60 минут.

• Не совсем понятно, в каких корпусах она будет поставляться на рынок, пока она корпусируется в простые прозрачные, которые, по отзывам, весьма тихие, но после красивых корпусов флагманов 80-х годов это, конечно, стыд и позор

• Тем не менее все отмечают очень хорошее качество сборки и компонентов: все, что нужно, смазано, штифты металлические и т.д.

• Сроки выхода на рынок готовых изделий пока неясны, как и цена. Впрочем, я думаю, что розница в 10 евро вполне реальна, что нормально для хорошей кассеты, пусть и всего 60-минутной.

Первый тираж RtM FOX C-60. Апрель 2018 года. Скриншот из видео выше

Эпилог

В заключение хочу сказать, что верю в кассетный ренессанс, несмотря на то, что сейчас нет ни одной приличной производящейся кассетной деки (Teac и Tascam с USB-выходами к приличным я отнести не могу). Но уже не первый год в разных городах проводят Cassette Store Day, цены на б.у. приличные кассетные деки растут на всех площадках, и даже в России все чаще и чаще инди-музыканты начинают выпускать альбомы на кассетах. Да — небольшими тиражами (20-50 штук), да — это скорее сувенир, чем реальный носитель, но, возвращаясь к началу статьи, всего 15 лет назад винил для массового потребителя был абсолютно ненужным и непонятным форматом. А сегодня — растет спрос даже не на старые пластинки, а на станки и автоматизированные линии по печати новых пластинок. И появление источника новой пленки — это очень важный шаг для этого ренессанса.

Корпуса, полиграфия и прочие упаковочно-маркетинговые материалы сейчас не составляют никакой проблемы, а вот пленка, как показала практика, оказалась крепким орешком. Физические ограничения, накладываемые размерами корпуса кассеты, заставили химиков и технологов из Mulann поработать над адаптацией отработанной технологии производства пленки для катушек, но это уже произошло. И пусть корпус так себе, и пусть всего 60 минут, но ведь это — только начало. И я верю, что очень скоро мы увидим новые достойные кассеты.

И напоследок, кассета, которую многие считают лучшей из когда-либо произведенных в мире (но это не точно, а скорее повод к очередному holywar в комментариях):

TDK MA-XG, —1986 год. Алюминиево-магниевая рама корпуса, пленка Type IV, двойное напыление и так далее. Очень увесистая штука, весьма монолитная на ощупь

Материалы:

Part Time Audiophile - FOX C-60

Обсуждение FOX C-60 на Tapeheads

Сайт De Bandjesfabriek

Сайт National Audio Company

stereo.ru

Аудиокассета - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 6 правок. Компакт-кассета Тип носителя Ёмкость Считывающий механизм Записывающий механизм Разработан Размер
Компакт-кассета

Магнитная лента

до 180 минут

продольная система записи, скорость ленты 4,76 см/с

продольная система записи

Philips

100,5 мм × 63,8 мм × 12,0 мм

Philips EL3302 (1968 г.) — типичный ранний магнитофон под компакт-кассету

Компа́кт-кассе́та (англ. Compact Cassette), аудиокассе́та (англ. Music Cassette, MC) или просто кассе́та — носитель информации на магнитной ленте. Применяется в первую очередь для звукозаписи, а также для хранения цифровой информации (в существенно меньшей степени). Запись производится на магнитную ленту шириной 3,81 мм и толщиной обычно от 9 до 27 мкм, на две (моно) или четыре (стерео) дорожки[1]. Обычная скорость движения ленты в кассете при воспроизведении или записи равна 4,76 см/с; во многих двухкассетных устройствах предусмотрено копирование на скорости 9,53 см/с, а в диктофонах имеется скорость 2,38 см/с и 1,19 см/с для длительной записи. Также скорость 2,38 см/с используется для записи аудиокниг как на две, так и на четыре дорожки в монофоническом режиме, что позволяет увеличить время звучания обычной 90-минутной кассеты до 360 минут.

Компакт-кассета была представлена в 1963 году корпорацией Philips. Относительно дешевая и удобная в обращении компакт-кассета долгое время (с начала 1970-х до конца 1990-х годов) была одним из самых популярных аудионосителей (и самым популярным записываемым), однако в начале XXI века начала вытесняться компакт-дисками (в том числе записываемыми CD-R и CD-RW).

Устройство[ | ]

Корпус и механизм[ | ]

encyclopaedia.bid

Видеокассеты и магнитные ленты. Тысяча и один совет по дому и быту

Видеокассеты и магнитные ленты

От качественной видеокассеты с хорошей лентой, как уже упоминалось выше, зависит продолжительность эксплуатации видеомагнитофона и состояние записей в домашней видеотеке. Так что остановимся подробнее на описании и классификации этой неотъемлемой части видеомагнитофона.

Видеомагнитофоны формата VHS используют кассету размером 188х104х25 мм, внутри которой размещаются две катушки с пленкой диаметром 89 мм. Длина магнитной ленты связана с временем просмотра кассеты следующим образом.

ТИП, (время воспр. мин.) PAL/SECAM, NTSC, (длина м.) ЕС-30, 30, 21, 44. Е-30, 30, 21, 44. Е-60, 60, 43, 88. Е-90, 90, 64, 132. Е-120, 120, 85, 175. Е-180, 180, 126, 258. Е-195, 240, 138, 352. Е-240, 240, 168, 352. Е-300, 300, 213, 440. Т-120, 174, 120, 246. Т-160, 232, 160, 327.

Буква Е обозначает, что пленка предназначена для магнитофонов с европейским стандартом PAL или SECAM, а Т — со стандартом NTSC. Чистые пленки, проданные в США или Японии, будут работать и на европейских магнитофонах, но с меньшим временем воспроизведения/записи, чем на них значится. Записанные пленки в системе NTSC не будут работать на видеомагнитофонах системы PAL.

Стандартная скорость пленки (SP) — 23,39 мм/с; лонгплей (LP) — 11,695 мм/с. Ширина пленки 12,65 мм (0,5 дюйма).

Если вы хотите предотвратить случайное стирание записи, выломайте специальную пластину для ее блокировки. Впоследствии при необходимости произвести запись на такую кассету это место можно заклеить скотчем.

Рис. 29. Кисть руки держит отвертку, выламывающую пластину блокировки на видеокассете, предохраняя пленку от случайного стирания.

Корпус видеокассеты изготавливают с высокой точностью. Для уменьшения трения используют специальные прокладки, обеспечивающие равномерность скорости протяжки ленты. В отдельных экземплярах видеокассет малоизвестных фирм при перемотках слышны шумы биения. Это свидетельствует о невысоком качестве механической части кассеты.

Отметим также, что качество намотки ленты влияет на срок ее службы. Отдельные выступающие из плоскости рулона витки могут привести к повреждению краев ленты. Высота выступающей части витка не должна превышать 0,07 мм.

Лента должна располагаться на одинаковом расстоянии от щек катушек, в противном случае возможно вытягивание краев ленты. Для снятия внутренних напряжений ленту следует периодически перематывать.

Для магнитной записи применяют многослойные (3–5 слоев) ленты с высоким разрешением. Магнитный материал, используемый в магнитном слое ленты, состоит из очень маленьких игольчатых частичек (0,2–0,4 мкм). Чем меньше их размер, тем выше разрешение изображения и меньше шум, который проявляется в виде зернистости видеоизображений и искажений цветности, особенно мелких деталей.

В качестве рабочего слоя обычно используются порошки гамма-окиси железа, двуокись хрома, феррит кобальта, однородный металл и их разнообразные комбинации. Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки.

Гамма-окись железа обладает небольшой коэрцетивной силой, от которой зависит плотность записи. Однако ее физикохимические свойства постоянны, и она отличается хорошей температурной стабильностью.

Двуокись хрома имеет вдвое большую коэрцетивную силу, а порошок феррита кобальта еще большую. Это позволило значительно повысить плотность записи и снизить скорость движения пленки в видеомагнитофонах, сделав возможным режим LP.

Однако самые лучшие характеристики лент с тонким (2,5–3 мкм) металлическим рабочим слоем. При ее использовании достигается наилучшее качество записи изображения и звука. Недостатками металлизированных лент являются их низкая износостойкость и повышенная коррозийность.

Для решения этой проблемы тщательно подбирают состав напыляемого магнитного материала, чтобы связующее звено препятствовало окислению. Сложность изготовления таких лент повышает их стоимость почти в три раза, при меньшей продолжительности записи. Они применяются в основном в видеокассетах формата Video-8.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Магнитофонная кассета - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 6 правок. Компакт-кассета Тип носителя Ёмкость Считывающий механизм Записывающий механизм Разработан Размер
Компакт-кассета

Магнитная лента

до 180 минут

продольная система записи, скорость ленты 4,76 см/с

продольная система записи

Philips

100,5 мм × 63,8 мм × 12,0 мм

Philips EL3302 (1968 г.) — типичный ранний магнитофон под компакт-кассету

Компа́кт-кассе́та (англ. Compact Cassette), аудиокассе́та (англ. Music Cassette, MC) или просто кассе́та — носитель информации на магнитной ленте. Применяется в первую очередь для звукозаписи, а также для хранения цифровой информации (в существенно меньшей степени). Запись производится на магнитную ленту шириной 3,81 мм и толщиной обычно от 9 до 27 мкм, на две (моно) или четыре (стерео) дорожки[1]. Обычная скорость движения ленты в кассете при воспроизведении или записи равна 4,76 см/с; во многих двухкассетных устройствах предусмотрено копирование на скорости 9,53 см/с, а в диктофонах имеется скорость 2,38 см/с и 1,19 см/с для длительной записи. Также скорость 2,38 см/с используется для записи аудиокниг как на две, так и на четыре дорожки в монофоническом режиме, что позволяет увеличить время звучания обычной 90-минутной кассеты до 360 минут.

Компакт-кассета была представлена в 1963 году корпорацией Philips. Относительно дешевая и удобная в обращении компакт-кассета долгое время (с начала 1970-х до конца 1990-х годов) была одним из самых популярных аудионосителей (и самым популярным записываемым), однако в начале XXI века начала вытесняться компакт-дисками (в том числе записываемыми CD-R и CD-RW).

Устройство[ | ]

Корпус и механизм[ |

encyclopaedia.bid

Микрокассета - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 6 правок. Компакт-кассета Тип носителя Ёмкость Считывающий механизм Записывающий механизм Разработан Размер
Компакт-кассета

Магнитная лента

до 180 минут

продольная система записи, скорость ленты 4,76 см/с

продольная система записи

Philips

100,5 мм × 63,8 мм × 12,0 мм

Philips EL3302 (1968 г.) — типичный ранний магнитофон под компакт-кассету

Компа́кт-кассе́та (англ. Compact Cassette), аудиокассе́та (англ. Music Cassette, MC) или просто кассе́та — носитель информации на магнитной ленте. Применяется в первую очередь для звукозаписи, а также для хранения цифровой информации (в существенно меньшей степени). Запись производится на магнитную ленту шириной 3,81 мм и толщиной обычно от 9 до 27 мкм, на две (моно) или четыре (стерео) дорожки[1]. Обычная скорость движения ленты в кассете при воспроизведении или записи равна 4,76 см/с; во многих двухкассетных устройствах предусмотрено копирование на скорости 9,53 см/с, а в диктофонах имеется скорость 2,38 см/с и 1,19 см/с для длительной записи. Также скорость 2,38 см/с используется для записи аудиокниг как на две, так и на четыре дорожки в монофоническом режиме, что позволяет увеличить время звучания обычной 90-минутной кассеты до 360 минут.

Компакт-кассета была представлена в 1963 году корпорацией Philips. Относительно дешевая и удобная в обращении компакт-кассета долгое время (с начала 1970-х до конца 1990-х годов) была одним из самых популярных аудионосителей (и самым популярным записываемым), однако в начале XXI века начала вытесняться компакт-дисками (в том числе записываемыми CD-R и CD-RW).

Устройство[ | ]

Корпус и механизм[ | ]

encyclopaedia.bid


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта