Светофильтры для цветной фотографии. Цветная пленка для светофильтров


Cветофильтры в современной фотографии

Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и сегодня — светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы. Теперь он выполняет иную функцию — с помощью светофильтра можно создать тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.

И сегодня мы поговорим именно об этом — о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.

Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.

И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.

Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру

Формат RAW дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.

Эффектные светофильтры.

Звездочки. Лучики. «Блюр». Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.

Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.

Ультрафиолетовый светофильтр (UV)

Основная задача этого светофильтра — не допустить проникновение ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние ультрафиолета на картинку особенно высоко) — UV фильтр действительно сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.

Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная функция UV фильтра в другом — UV фильтр отлично подходит для защиты вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый светофильтр, нежели новый объектив.

Что немаловажно — пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику — обязательно покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.

Поляризационные светофильтры

Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических островов, где небо по настоящему синее, а океан — красивого сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием поляризационного светофильтра.

Фотограф — Василий Гуреев

Главная функция «полярика» — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на фотографиях получается таким синим — полярик убрал солнечный свет переотраженный небом.

Фотограф — Василий Гуреев

Тоже самое с водой — убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.

Фотограф — Василий Гуреев

Еще один способ применения полярика — устранение отражений в ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека, сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в стекле окна магазина. Используйте полярик — и вы получите тот кадр, который хотите.

Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но, во-первых — это возможно не во всех случаях, а во-вторых — используя полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке, ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр — отличную основу для последующей обработки.

В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав 300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую обработку того же неба. А с поляриком — вы сразу получите кадры, где общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные фотографии.

Нейтрально-серые фильтры (ND)

Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно — это становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?

Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?

Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде — застынет. Не будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке — 1/2 секунды и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND фильтр. Единственная функция ND фильтра — сокращать количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.

Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим, NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам выдержку.

Градиентные фильтры

По сути — градиентный фильтр это просто стекло, одна половина которого прозрачная, а другая — окрашенная. Градиентные фильтры бывают двух типов — нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает внимания.

Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и обычный ND — не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.

Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре — поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.

Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным. И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр — одна половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле), а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы получили?

Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.

Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и эффективнее — просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр, который вам нужен.

В магазине

Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:

— Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм «полтиник» одеть не получиться — он просто будет слишком велик.

— Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии. Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших фотографиях.

— Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии — лишь набор букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат — вы переплатите приличную сумму просто за известную марку.

— Есть несколько компаний, которые производят действительно качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:

Rodenstock

Компания Optische Werke G. Rodenstock уже более 100 лет занимается производством фото-оптики, а светофильтры Rodenstock по праву считаются одними из лучших в мире. Профессиональные фотографы по всему миру доверяют фильтрам Rodenstock и это, пожалуй, лучшая рекомендация.Если вам нужен действительно качественный светофильтр — обратите внимание на фильтры Rodenstock.

HOYA

Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна серия фильтров HOYA PRO1 Digital — светофильтры созданные специально для цифровых камер.

Schneider B+W

Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное внимание прочности оправ своих светофильтров.

TIFFEN

Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.

Как мы видим, светофильтры — неотъемлемая часть съемочного процесса в современной фотографии. Успех фотографа сегодня — это технические знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И светофильтры — это именно то, что поможет вам создать фотографию, которую вы сможете максимально эффективно обработать.

fototips.ru

Светофильтры для цифровых фотокамер - Светофильтры Kenko - Фототехногид

В ассортименте компании Kenko ультрафиолетовые светофильтры представлены под маркировками L37 Super PRO, L37 Professional, L41 Super PRO WIDE и UV(0). Отличия между L37 Super PRO и L37 Professional заключаются в том, что фильтры L37 Professional могут иметь диаметр до 112 мм и возможность крепления на объективах фотоаппаратов Hasselblad, тогда как диаметр L37 Super PRO колеблется в диапазоне от 49 мм до 82 мм. Оба типа светофильтров отсекают лучи с длиной волны короче 370 нм, что можно понять из их названия. L41 Super PRO WIDE не пропускает лучи с длиной волны менее 410 нм и именно они настоятельно рекомендуются при съемках в горах или на пляже. UV(0) – это один из самых распространенных фильтров, который блокирует УФ-лучи убирая избыточный голубой оттенок на морских фотографиях и повышая контраст при черно-белой съемке.

Защитный светофильтр – это абсолютно прозрачное оптическое стекло с многослойным просветлением не вносящее никаких корректив в состав света проходящего сквозь него. Как ясно из названия назначение этого светофильтра защита объектива от брызг, пыли и отпечатков пальцев. По номенклатуре Kenko этот фильтр носит название PROTECTOR.

Светофильтры марки «скайлайт» имеют слабый розовый оттенок, который делает изображение несколько «теплее», что обуславливает использование этого светофильтра для сцен, в спектральном составе лучей которых преобладают холодные тона: тень от деревьев или зданий, изобилие зеленых растений в кадре, а также любые сюжеты в пасмурную, дождливую погоду. Kenko выпускает фильтры «скайлайт» под тремя названиями Skylight 1 A, Skylight 1 B и L1 B Super PRO. Различия между Skylight 1 A и Skylight 1 B в том, что действие 1 B несколько сильнее, а L1 B Super PRO является светофильтром высочайшего качества имеющим максимальное количество слоев просветления.

Поляризационные светофильтры используются для устранения бликов от неметаллических поверхностей, таких как вода и стекло и также для избирательного увеличения насыщенности отдельных частей фотографии, например неба. Действительно, влияние поляризационного светофильтра очень избирательно, и увеличивая насыщенность и повышая контраст неба, влияние фильтра никак не затрагивает остальные части фотографии. Таким образом предотвращается появление на фотографии бесцветного, белесого неба, вместо ярко-синего, которое было в действительности. Убирая блики с водной глади фильтр изменяет и оттенок воды. Используя поляризатор у фотографа появляется возможность съемки сквозь стекло, ведь устранение отражений значительно повышает контраст изображений, что просто необходимо для съемки городских видов.

Различия между Circular-PL и Circular-PL Wide, выпускаемых Kenko, в толщине оправы. У Circular-PL Wide оправа значительно тоньше, что позволяет использовать светофильтры этой марки на широкоугольных объективах не опасаясь виньетирования.

Основное назначение нейтрально-серых светофильтров уменьшение чувствительности фотоматериала или светочувствительного датчика. Эти светофильтры изготовлены из прокрашенного в массе стекла, которое не изменяя спектрального состава света пропускает через светофильтр строго определенное количество света. Такие светофильтры необходимы для увеличения экспозиционных параметров (выдержка и диафрагма), так как при ярком свете из-за сильно закрытой диафрагмы часто бывает невозможно размыть фон, а короткая выдержка – препятствие для правильного отображения движения.

Нейтральные светофильтры Kenko PRO ND-2, PRO ND-4, PRO ND-8 и ND-400 отличаются только плотностью и, соответственно количеством пропускаемого света. Так PRO ND-2 пропускает 50% света, увеличивая экспозицию на одну ступень, PRO ND-4 задерживает 75% света, увеличивая экспозицию на 2 ступени, PRO ND-8 увеличивает экспозицию на 3 ступени, задерживая 87,5% света, а ND-400 увеличивает экспозицию на 9 ступеней, допуская к светочувствительному материалу всего лишь 1/500 от яркости объекта съемки.

Конверсионные светофильтры актуальны в большей степени для пленочных камер, где правильный спектральный состав лучей достигающих пленки, может быть достигнут только с помощью насадок на объектив. В цифровых камерах такие светофильтры частично заменил режим настройки баланса белого и последующая компьютерная обработка, хотя в некоторых случае фильтр тонкой коррекции не повредит и цифровому изображению. Для конверсионных светофильтров изменение спектрального состава лучей проходящего сквозь них отражается через значения цветовой температуры измеряемой в градусах по Кельвину. Так, например, большее количество пленок сбалансированы для 5500 оК, что для фотографии определяется как дневной свет, средняя цветовая температура лампы накаливания около 2700 оК, а в пасмурную погоду цветовая температура может достигать 8000-9000 о K. Проанализировав полученные сведения можно понять, что большинство пленок сбалансировано под условный белый, уменьшение цветовой температуры стремится к желтому, а увеличение к голубому цветам. Индексы A B C в названии светофильтра обозначают степень его воздействия: А -самая слабая, В – средняя, С – наиболее сильная.

Светофильтры 81 A, 81 B, 81 C применяются для незначительного уменьшения цветовой температуры. Устраняют голубой оттенок на фотографиях, добавляя теплые тона при съемке в тени или пасмурную погоду. Светофильтр 81А может быть использован при съемке на цветную пленку типа «В» (3200° K) с фотолампами (3400° K).

85, 85 B и 85 C используются при фотосъемке на пленку, сбалансированную для искусственного освещения при дневном свете. Светофильтр 85 уменьшает цветовую температуру от 5500 оК до 3400 оК. 85В уменьшает цветовую температуру от 5500 оК до 3200 оК. 85С уменьшает цветовую температуру от 5500 оК до 3800 оК. Результат применения светофильтра аналогичен съемке при дневном освещении на фотопленку, сбалансированную для 5500 оК.

Конверсионные светофильтры 82А, 82В, 82С используются, для тонкого, незначительного увеличения цветовой температуры. Светофильтры хорошо пропускают синие и зеленые лучи, уменьшая воздействие красных и оранжевых. Эффективны при портретной съемке ранним утром или поздним вечером, способствуя правильной передаче тонов кожи, глаз и губ. Светофильтр 82В может быть использован при съемке на цветную пленку типа «В» (3200 оК) с лампами накаливания (2900 оК). Фильтры могут использоваться вместе, однако не следует смешивать 81 и 82 серии, т.к. они взаимно уничтожают друг друга.

Светофильтры 80 A, 80 B, 80 C используются при съемке на фотопленку, сбалансированную для дневного света, при искусственном освещении. Светофильтр 80А увеличивает цветовую температуру от 3200 оК до 5500 оК. Светофильтр 80В увеличивает цветовую температуру от 3400 оК до 5500 оК. Светофильтр 80С увеличивает цветовую температуру от 3800 оК до 5500 оК. В фотографической практике это наиболее распространенный тип конверсионных светофильтров, так они повышают цветовую температуру ламп накаливания и галогенных ламп до 5500 о, что приемлемо для съемки на пленку сбалансирована под дневной свет.

Фильтры FL-DAY и FL-W исправляют избыток зеленого тона (пленка сбалансирована для дневного света 5500 оК) при освещении флуоресцентными лампами. Фильтр FL-DAY используется при освещении флуоресцентными лампами дневного света. Фильтр FL-W при освещении белыми флуоресцентными лампами.

Эффектные насадки служат для искажения естественного вида изображения и придания ему вида соответствующего вида, который правда не всегда и не для всех приемлем. С помощью таких насадок можно «смягчать» изображение, «рисовать» звездочки и лучи, окрашивать картинку в совершенно неожиданные цвета.

Насадка названная «сепия» окрашивает изображения в соответствующий тон (тон сепии близок к коричневому цвету). Эти светофильтры придают обычным цветных снимкам, ностальгический колорит, подобно пожелтевшим от времени черно-белым фотографиям. Выпускаются двух типов: EURO SEPIA и RETRO SEPIA. RETRO SEPIA имеет более выраженный эффект.

Набор FANTASY COLOR SET имеет в своем составе три светофильтра: голубой (лунный свет), ярко розовый и сиреневый. Яркий, насыщенный цвет светофильтров позволяет находить интересные по колориту решения. Например, голубой светофильтр создает эффект лунной ночи при фотосъемке днем.

COLOR GRADATION делит изображение на две части окрашенную и абсолютно прозрачную, однако четкой границы между частями нет. Плотность окрашенной части увеличивается от центра к краю. Оправа светофильтра имеет возможность вращения. Выпускается восемь вариантов: серый, зеленый, синий, желтый, сепия, пурпурный, розовый и «красное вино».

Светофильтр R-Cross Screen создает четыре луча вокруг ярких источников света и световых бликов, обладая также эффектом «смягчения». R-Snow Cross (6-лучевой) и R-Sunny Cross (8-лучевой) позволяют получить интересные результаты при фотосъемке бликов, отражений, ночных пейзажей и т.д.

Смягчающие светофильтры имеют огромную популярность у фотографов, так как получаемый с их помощью эффект интересен и с успехом применяется как при съемке пейзажей, так и при съемке портретов. SOFTON SPECK смягчает изображение благодаря нанесенным на поверхность светофильтра микролинзам, рассеивающим свет. Светофильтр создает резкое изображение с мягкой градацией. Эффект особенно ярко выражен при наличии в кадре точеного источника света. В светофильтре DUTO эффект смягчения достигается благодаря концентрическим линиям, нанесенным на поверхность фильтра. Туманный ( FOGGY) cветофильтр предназначен для смягчения изображения, снижения контраста и получения эффекта тумана. Выпускается двух типов «А» и «В». Тип «В» имеет более выраженный эффект, чем тип «А». Светофильтры могут быть использованы вместе. Характер эффекта во многом зависит от величины используемой диафрагмы объектива.

fotose.com

Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения — ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка  тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо — все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее. Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования. Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные  светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива:

  • защитные, самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector».

  • ультрафиолетовые, которые часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV».
  • инфракрасные, наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить — в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной режим съемки и  фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR».

  • поляризационные, которые бывают двух типов, линейные и круговые — первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim» и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL» (линейные) и «C-PL» (циркулярные).Хороший урок, посвященный поляризационному фильтру.
  • градиентные, которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

Все фото: Veezzle

  • нейтральные, которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1 / 2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением — такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах — в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND», после чего следует определенная цифра.
  • цветные, которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

 

Светофильтры для вспышек

— с этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные. Казалось бы, зачем в наше время они нужны — ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного — ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно — кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна — скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора — там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки баланса белого покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в RAW, вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один — вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом — все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров — нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными — ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что вспышку мало просто внести в кадр — ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере — второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный — под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый — под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый — под лампы накаливания
  • зеленый — под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий — отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) — тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра — плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской — положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

Вот, в общем-то, и все, дальше остается огромное поле для экспериментов. Ну, а о том, что надо не только читать, но и непременно обратиться к самой съемке, уже не раз было сказано.

Автор: Самсонов Сергей

nikon3100.ru

О пользе светофильтров : Статьи – FotaVoka.org

Эта статья — не столько о этом, какие фильтры вам нужно купить (в каталоге любой крупной фирмы вы найдете более сотни разных типов), сколько о том, стоит ли их покупать вообще. А если стоит, то как ограничиться разумным минимумом? Ведь прошло время, когда пятирублевый фильтр казался уже дорогим, а те немногие, которые выпускались Лыткаринским заводом, стоили по 1 руб. 60 коп. Посмотрите на нынешние цены: 15-30 долларов — это еще дешево, а фильтр действительно полезный, да еще большого диаметра стоит как приличный фотоаппарат.

Во времена массовой чёрно-белой фотографии желтые и желто-зеленые фильтры подправляли не совпадающую со зрительным восприятием спектральную чувствительность пленки, а более плотные создавали драматические эффекты вроде пейзажа под лунную ночь. Большинство фотографов прекрасно обходилось и без них, а для цветной фотографии по многочисленным рекомендациям руководств цветные фильтры были просто противопоказаны. С тех пор фотопленки стали только лучше, а количество предлагаемых фильтров возросло многократно. Парадокс здесь только кажущийся: в орбиту втянулись не только традиционные светофильтры общего назначения, но и многочисленные специальные типы, необходимые или интересные в первую очередь для профессионалов, коммерчески работающих в студийных условиях или ищущих необыкновенные эффекты, которые выделяли бы их творения из общей массы. На плеяде таких эффектных фильтров выросли целые фирмы вроде Cokin, Hama и другие. Мы не будем рассказывать здесь о возможностях и назначении всех этих Андромед, Орионов, Пульсаторов, Небул или призматических насадок — их полный фейерверк любой читатель вспомнит по цветопляске телевизионных клипов, когда вместо лица поп-кумира мелькают световые пятна, радуги, полосы и размытости. Этот пример операторской необузданности вряд ли полезен в обычной фотографии, хотя вообще исключать эффекты из своего арсенала тоже неразумно. Мы просто попробуем оптимизировать подход к этой большой группе аксессуаров и выделить вещи наиболее употребительные и действительно полезные.

Сколько объективов, столько и диаметров

В большинстве объективов фильтры вкручиваются в переднюю часть объектива, и таких резьб существует около десятка. Наиболее часто встречаются диаметры 49, 52, 55, 58. 62, 67, 72 и 77 мм. Стандартные объективы лежат обычно в левой части ряда, зумы и телевики — в правой. Если у вас несколько объективов с разными резьбами, нерационально покупать все нужные фильтры со всеми диаметрами. Выберите какой-нибудь наиболее ходовой из средних (у автора это 58 мм) и приобретите переходные колечки на меньшие диаметры. Фильтр не должен быть меньше резьбы на объективе (возможно виньетирование краев кадра), но никто не запрещает ему быть больше этой резьбы. Если же у вас много оптики с большими диаметрами, создайте себе второй ряд особенно нужных фильтров максимального диаметра и колечек для перехода «вниз». Например, три самых ходовых фильтра 77 мм выручают автора на всех объективах до 62 мм. Это справедливо для всех фильтров кроме единственного — защитного. Последний, кроме своего основного назначения, предохраняет переднюю линзу от загрязнений и повреждений, а потому его лучше не снимать и иметь того же диаметра, что и объектив. В роли защитных применимы бесцветные ультрафиолетовые фильтры (UV), а для цветной съемки еще лучше тип Skylight. Он чуть окрашен, но улучшает проработку облаков и устраняет излишнюю синеву наземных деталей. По спектральным характеристикам это самые слабые конверсионные фильтры, которые не только полностью поглощают ультрафиолетовое излучение (именно оно больше чем следовало бы воздействует на образование соответствующего красителя в изображении), но и придают снимку естественную теплоту, а также повышают различаемость мелких деталей («забиваемых» без фильтра общей слабой цветной вуалью).

Совет носить фильтр постоянно из чисто утилитарных соображений с оптической точки зрения сомнителен. Любой фильтр является для объектива посторонним элементом и не улучшает резкости изображения, а при сомнительном качестве (частый случай для продукции не слишком солидных фирм) даже способен заметно ухудшить ее. Поэтому, дорожа высокими потенциальными возможностями современной оптики, не экономьте на цене фильтра и приобретайте только безупречный. А для съемок особенно важных все-таки снимите с объектива и его (если, конечно, он не нужен в качестве фильтра, а не механической защиты).

Кроме Skylight что ещё?

Вторым чрезвычайно полезным, но обычно пренебрегаемым фильтром является поляризационный (Pol). Его очевидный плюс — заметное улучшение качества цветопередачи — проработка неба, устранение синевы в тенях, управляемое ослабление или устранение рефлексов и в цветной, и в черно-белой съемке. Последнее свойство часто подчеркивается как главное, но пользоваться им нужно с осторожностью: полное устранение рефлексов обедняет световой рисунок снимка и нарушает естественность восприятия. Даже при съемке через стекло витрины (без поляроида она будет просто невозможна, так как отражение в стекле «забьет» сюжет за ним) небольшие остаточные рефлексы придают снимку жизненную правдивость. Поляризационный фильтр особенно удобен на однообъективных зеркалках, где эффект (зависящий от поворота фильтра) прямо виден в видоискателе. Недостаток этого фильтра — заметная серая плотность, то есть необходимость увеличивать экспозицию в 3—4 раза. И не следует забывать, что из двух имеющихся вариантов поляроидов (линейной и круговой поляризации; последние обычно называют циркулярными) для современных камер с автофокусировкой пригоден лишь второй. Он не влияет на ее работу. И еще один совет: приобретая поляризационный фильтр, смотрите, чтобы его «цвет» был нейтрально серым. Явная зеленоватость, присущая большинству образцов отечественной продукции, не дает возможность применять эти фильтры для цветной съемки.

Увы, неизбежны фильтры и для исправления цветопередачи, если имеющееся освещение не соответствует типу цветной пленки. Конверсионные фильтры разной плотности «увязывают» дневные пленки с лампами накаливания (голубые) и пленку для искусственного освещения с дневным светом или электронной вспышкой (янтарные). Необходимая плотность зависит от разницы номинальных цветовых температур пленки и осветителя и рассчитывается по сдвигу в майредах, о чем можно прочитать в справочниках или описаниях фильтров.

Кардинально меняет дело применение фильтров (FL) при съемке с флюоресцентными лампами, то есть лампами дневного света. Исчезает «зеленость» или «пурпурность», и хотя полной компенсации, как правило, не получается, снимок перестает быть явным браком*.

Ну а если вы по-прежнему увлекаетесь черно-белой съемкой, почти постоянное применение желто-зеленого фильтра с кратностью около 3 в пейзажной фотографии с большим количеством зелени никак нельзя назвать излишеством. Эти фильтры целесообразнее желтых или оранжевых, они обеспечивают привычное глазу соотношение серых тонов. Жанр пейзажа выигрывает также при более сложной работе с разными цветными фильтрами при условии, что они всего лишь «полуфильтры» — то есть окрашена только половина их площади (такие фильтры называют еще оттененными).

Фото 1Фото 2Фото 3Оттененный фильтр (полуфильтр) — изящный инструмент воздействия на изображение в соответствии с тонким художественным замыслом автора. На снимке без фильтра (фото 1) небо выглядит безжизненно. При попытке пропечатать его плотнее наземная часть пейзажа становится чрезмерно темной. Оттененные фильтры Cokin разной платности Gradual M2 P127 (фото 2) и Gradual G2 P121 (фото З) значительно улучшают проработку неба, не влияя на плотность наземных деталей. Последний из них более ярко «проявляет» голубизну неба.

Еще раз — не экономьте на фильтрах

Хороший фильтр должен быть сделан из плоскопараллельного стекла оптического качества, то есть не иметь клиновидности и свилей. Проверить это можно и на глаз. Рассматривайте отражение нити лампочки от обеих граней фильтра и перемещайте это отражение по поверхности, а затем еще и поворачивайте фильтр. Расстояние между обоими отражениями не должно меняться — это залог плоскопараллельности. А затем, рассматривая через фильтр какой-либо предмет, быстро двигайте фильтр вправо-влево. Изображение должно оставаться совершенно неподвижным, как говорят — «не должно бить». Это залог отсутствия свилеватости.

Как и любая оптическая деталь, фильтр заметно выигрывает, если он просветлен, особенно многослойным просветлением. Фирма Hama, например, обозначает это качество аббревиатурой HTMC (High Transmission Multi Coating). Четырехслойное с каждой стороны просветление резко (с 8% до десятых долей процента) снижает отражение, предотвращая ореолообразование, паразитные засветки и связанные с этим потери контраста, цветовой насыщенности и резкости. Такие фильтры выпускаются, конечно, и другими фирмами. Лет двадцать назад фирма Pentax реализовала на своих фильтрах еще одну полезную идею. Часть плоской поверхности была закруглена, и это обеспечило «вывод» всех отраженных лучей за пределы изображения. Сейчас в подобном варианте (Ghostless) выпускаются, как правило, фильтры, используемые в качестве защитных, то есть ультрафиолетовые и Skylight. Их преимущества особенно ярко проявляются при работе со светосильной оптикой (1 :1,4 и более). Впрочем, и эти фильтры, как и любые другие, настоятельно рекомендуется защищать от бокового света хорошей солнечной блендой.

Закончим рекомендации еще одной системой, уже чисто профессиональной. Когда фотографу постоянно нужны самые разные фильтры и на самых разных камерах и объективах, представляют интерес фолиевые (из полиэфирной пленки) наборы квадратных фильтров 75×75 или 100×100 мм с универсальными фильтродержателями (рамками, которые ввинчиваются в резьбу объектива). Пленочные фильтры нежны, легко царапаются и менее долговечны, чем стеклянные, но из-за малой толщины их оптическое качество обычно очень высокое, а стоимость невелика. Выбор таких фильтров по спектральным характеристикам много шире, чем традиционных, и профессионал может иметь полный набор для самых изощренных коммерческих или художественных съемок. Подобная «компендиумная» система выпускается и для подготовленных любителей (например, фирмой Cokin). Она определенно оправдывает себя, если фотограф работает интенсивно и не лишен творческого поиска.

Фото 4Фото 5Оттененный фильтр (полуфильтр) — изящный инструмент воздействия на изображение в соответствии с тонким художественным замыслом автора. Фильтр, оттеняющий небо, Cokin Gradual G2 P121 (фото 4), и фильтр, оттеняющий нижнюю часть пейзажа, Cokin Gradual Y2 P133 (фото 5), совершенно изменяют восприятие одного и того же сюжета.

Резюме

Фильтры и насадки значительно расширяют творческий потенциал фотографа, но пользоваться ими следует обдуманно. Тем не менее более частое применение поляризационных фильтров, а также постоянная защита объектива бесцветными фильтрами на практике себя оправдали. Подберите для себя несколько наиболее нужных фильтров, рассматривая их как очень полезные, почти обязательные аксессуары, и не старайтесь экономить при их покупке. Качество изображения всегда дороже.

* Подробно о конверсионных фильтрах: см. статью И. Ильинского «Светофильтры и цвет», ФМ 2'97.

fotavoka.org

Светофильтры и цвет : Статьи – FotaVoka.org

Мир цвета. Он ярок и многообразен. Как трудно бывает воспроизвести на слайде или цветной фотографии все его оттенки и нюансы, знает, наверное, не только профессионал. Часто мы пользуемся суррогатом цвета, жалким подобием того, что наблюдаем в окружающем нас прекрасном и многоцветном мире.

Решить эту проблему во многом поможет применение при съемке конверсионных светофильтров.

Содержание

Проблемы цветопередачи # ⇡

Источники света, широко используемые для освещения объектов съемки, имеют различный спектральный состав излучения. Для того чтобы в цветном изображении правильно воспроизвести все оттенки цвета, нужно снимать при свете источника такого спектрального состава, для которого рассчитана или, как говорят, сбалансирована светочувствительность трех эмульсионных слоев пленки.

Цветные многослойные пленки изготавливаются двух типов: для дневного и искусственного освещения. На рис. 1 показано, в чем различие этих двух типов пленок и как осуществляется их цветовой баланс.

В излучении лампы накаливания, как видим из рисунка, синих лучей мало, зеленых больше, преобладают оранжево-красные лучи. Светочувствительность же слоев многослойной пленки, предназначенной для света ламп накаливания, распределяется в обратном порядке: синечувствительный слой имеет наибольшую чувствительность, зеленочувствительный — несколько меньшую, а красночувствительный — еще меньшую. Таким образом, недостаток синих лучей и избыток оранжево-красных лучей в спектре лампы накаливания компенсируются различной светочувствительностью слоев цветной пленки (рис. 1а). Аналогичным образом балансируются и пленки для дневного освещения (рис. 1б).

Рис. 1. Схема получения цветового баланса фотопленок: а) для искусственного света; б) для дневного света.

Такой баланс светочувствительности слоев цветной пленки необходим потому, что фотографическое воспроизведение цвета не идентично восприятию цвета глазом человека. Фотопленка воспроизводит физический цвет, в то время как зрение человека включает также и психологический фактор — оно подсознательно регулирует соотношение чувствительности своих цветоприемников, и мы не различаем изменение цветности предметов при различном спектральном составе освещения. Поэтому использование фотопленок для съемки при источниках, не соответствующих их балансовой норме, неизбежно приведет к цветоискажению.

На фото 1 (а, б) съемка моделей произведена при искусственном освещении на пленке для «дневного света». Баланс пленки не соответствует спектральному составу света. Изображение имеет преобладающий для ламп накаливания желто-оранжевый цвет.

Фото 1 (а, б).

На фото 2 (а, б) модели сфотографированы при дневном освещении на пленке, сбалансированной для искусственного света. В результате цветовоспроизведение получилось неправильным, с преобладанием голубого тона.

Фото 2 (а, б).

Необходимо отметить, что даже тогда, когда мы применяем для съемок на натуре пленку для дневного освещения, надо учитывать, что дневной свет неодинаков по спектральному составу в разное время дня и при разных метеорологических условиях. Также и лампы накаливания в зависимости от их мощности и типа имеют различный спектральный состав. Поэтому применение «дневной» пленки для съемки при естественном освещении и пленки для ламп накаливания для съемки при искусственном освещении не всегда, к сожалению, может обеспечить правильное воспроизведение цвета.

Для достижения правильной цветопередачи в случаях несоответствия спектрального состава освещения балансной норме используемой пленки применяют КОНВЕРСИОННЫЕ светофильтры (от латинского conversio — «преобразование»), устраняющие это несоответствие.

Немного теории нам не повредит # ⇡

Для понимания действия конверсионных светофильтров желательно вначале познакомиться с тем, как характеризуют спектральный состав света.

Для такой характеристики был введен термин «цветовая температура» (Т), которая показывает относительный характер распределения энергии в спектре источника света. Определяется она с помощью принятого в физике идеального излучателя — абсолютно черного тела (АЧТ).

Температура нагрева АЧТ, при которой относительное распределение энергии в его спектре будет сходно с относительным распределением энергии в спектре данного источника, и есть цветовая температура этого источника. Выражается цветовая температура в единицах Кельвина (K).

Например, цветовая температура относительной лампы накаливания 2850 K. Это значит, что лампа накаливания имеет тот же относительный спектральный состав излучения, что и АЧТ, нагретое до 2850 K.

Каждой температуре нагрева АЧТ будет соответствовать строго определенный спектральный состав, найти который не составит труда, используя ряд физических законов излучения абсолютно черного тела. Это и позволило использовать АЧТ в качестве очень удобного эталона для калибровки спектрального состава всего одним числом — цветовой температурой.

При повышении цветовой температуры соотношение цветных составляющих в спектре источника света изменяется в сторону увеличения доли сине-голубых лучей. И, наоборот, при понижении цветовой температуры начинает преобладать оранжево-красное излучение.

Цветовую температуру невозможно определить на глаз. Для ее точного нахождения применяют измерители цветовой температуры — колортестеры (английское название — colour meter). Однако в большинстве случаев оказывается достаточно использовать таблицы значений цветовой температуры для всех практически применяемых в фотографии источников света от керосиновой лампы до излучения голубого неба. Эти таблицы можно найти в многочисленных справочниках по фотографии.

Ранее уже говорилось о сущности балансировки фотопленок для искусственного и дневного света. Здесь лишь уточним, что балансировка по светочувствительности эмульсионных слоев пленок, предназначенных для съемки при искусственном свете, проводится для источника света с цветовой температурой 3200 K. Такую цветовую температуру имеют, например, галогенные лампы накаливания, перекальные фотолампы и другие источники света. Баланс эмульсионных слоев пленок для «дневного света» соответствует источнику с цветовой температурой 5500 K. Такую цветовую температуру имеет полуденный солнечный свет.

О механизме действия конверсионных светофильтров # ⇡

Зная цветовую температуру источника света, используемого для освещения объекта съемки, и сопоставив ее с цветовой температурой источника, для которого сбалансирована пленка, мы можем рассчитать необходимый конверсионный светофильтр, который позволит достичь правильного цветовоспроизведения.

Конверсионные светофильтры разделяются на две группы: голубые, когда нужно приглушить длинноволновое оранжево-красное излучение (повысить цветовую температуру источника свете), и коричневые, служащие для понижения цветовой температуры источника света. Международное обозначение конверсионных светофильтров состоит из буквы, показывающей цвет светофильтра (B — голубой, от blue, и R — красный, от red), и следующих далее цифр, так называемых чисел mired (читается «майред»). Mired является сокращением трех слов: micro reciprocal degress. Mired — обратная величина значения цветовой температуры, увеличенной в миллион раз.

Возьмем, к примеру, цветовую температуру 5500 K, ее обратная величина будет 1/5500 или 0,00018. Увеличив эту малую дробную величину в 1000000 раз, получим число 180, которое и называется числом «майред». Числа, указываемые на оправе конверсионных светофильтров, обычно представляют собой значения десятков майред, или декамайред. Например, обозначение B3 расшифровывается так: светофильтр голубого цвета в 30 майред. Каждому значению цветовой температуры соответствует свое число майред. Числа майред можно складывать или вычитать. Если светофильтры одного цвета, то их числа майред складываются, а если светофильтры имеют разный цвет, то значения их чисел майред вычитаются. Так, например, необходимую комбинацию двух светофильтров с одинаковым действием можно получить: B30+B15=45 майред, или B60-R15=45 майред.

Теперь о главном # ⇡

Пользуясь числами майред, можно легко подобрать необходимый светофильтр для получения правильной цветопередачи при съемке на цветную пленку. О том, как определить необходимый светофильтр, приводящий спектральный состав освещения к балансной норме используемого фотоматериала, понятно из приведенного примера.

ПРИМЕР. Цветовая температура источника света, применяемого для освещения объекта съемки, 3200 K; балансная норма используемой фотопленки 5500 К (пленка для «дневного света»). Переведем цветовую температуру источника и балансную норму пленки в числа майред: для источника K=1000000:3200=315 майред; для пленки P=1000000:5500=180 майред.

Затем находим значение «X» необходимого конверсионного светофильтра, принимая во внимание, что нужен светофильтр голубой, если K>P, а X=K-P, и нужен светофильтр красный, если K<P, а X=P-K.

В нашем примере K=315 больше P=180, при этом X=315-180=135 майред. Таким образом, нужен светофильтр — B13,5.

На фото 3 (а, б) представлены модели, съемка которых производилась при источнике света с цветовой температурой, равной 3200 K (галогенные лампы накаливания), на пленке для «дневного света», цветовой баланс которой соответствовал источнику с цветовой температурой 5500 K. Как следует из расчетов приведенного выше примера, для правильной цветопередачи был использован голубой светофильтр B13,5, составленный из двух голубых светофильтров B12 и B1,5 с общей кратностью, равной 4. Цветовые искажения, имеющиеся при съемке на этом же материале без светофильтра (фото 1), устранены.

Фото 3 (а, б).

На фото 4 (а, б) модели снимались при рассеянном дневном свете, имеющем цветовую температуру 8350 K (использовался свет из окон при подсветке теней с помощью белого экрана), на пленке, сбалансированной для источника искусственного света с цветовой температурой 3200 K. При съемке использовался красно-коричневый конверсионный светофильтр R=19,5, составленный из трех светофильтров R12, R6 и R1,5 с общей кратностью, равной 3,5. Цветоискажения, имеющиеся на фото 2 при аналогичной съемке без светофильтра, устранены.

Фото 4 (а, б).

Ассортимент цветных конверсионных светофильтров, позволяющий осуществлять весьма хорошую коррекцию практически во всех возможных случаях съемочного освещения, должен содержать четыре вида красно-коричневых светофильтров (R1,5, RЗ, R6, R12) и четыре вида голубых светофильтров (B1,5, B3, B6, B12). Величина ступени в 15 майред (B1,5 и R1,5) является минимальной для такого набора, что соответствует еще незаметному для зрителя отклонению освещения от нормы при рассматривании им цветной фотографии или слайда.

Весьма полезной в практическом плане может оказаться приводимая ниже таблица с указанием кратности конверсионных светофильтров и их возможной замены корректирующими светофильтрами, используемыми при цветной фотопечати.

Цвет фильтра Плотность фильтра Тип фильтра (международное обозначение) Сдвиг цветовой температуры источника, обеспечиваемый фильтром, декамайреды Кратность фильтра Возможная замена­ сочетанием корректирующих фильтров (желтый-пурпурный-голубой, %) Красно-коричневый Синий
весьма светлый светлый средний плотный R1,5 R3 R6 R12 +1,5 +3 +6 +12 1,1 1,2 1,4 2,0 10-05-00 20-10-00 40-20-00 80-40-00
весьма светлый светлый средний плотный B1,5 B3 B6 B12 -1,5 -3 -6 -12 1,2 1,4 2,0 4,0 00-05-10 00-10-20 00-20-40 00-40-80

Вместо заключения # ⇡

Для цветной фотографии стремление к точному воспроизведению цвета не всегда оправдано, потому что подчас ведет к неестественности или холодности изображения. Например, при желании воспроизвести настроение позднего вечера и в то же время правильно откорректировать преобладание красного в освещении снимок потеряет при фильтрации теплоту и настроение. Если в этой ситуации снимать без светофильтра, получим изображение с красным оттенком, которое также будет казаться неестественным. Художественная правда лежит посередине, но это не среднее арифметическое. Она допускает все возможные нюансы, которые осуществимы на практике только с помощью отдельных светофильтров или их комбинаций. Но здесь начинаются трудности более «высокого порядка», преодоление которых зависит от мастерства и таланта фотографа.

Фото автора.

fotavoka.org

Цветные фильтры в черно-белой фотографии

При создании черно-белого снимка надо понимать, что у нас больше нет цветов, используемых для лучшего выделения деталей. Перед нами возникает сложная задача, недооцененная большинством фотолюбителей, без цветов, а с помощью тонкой тональной передачи расставить свои приоритеты, руководствуясь творческим замыслом.

Поговорим о цветных фильтрах, которые используют для придания особой выразительности в черно-белой фотографии. Не знать о воздействии цветного фильтра на итоговое черно-белое изображение — значит не иметь полного контроля над результатом.

Как цветные фильтры помогают в создании черно-белой фотографии.

Дело в том, что оттенки красного, зеленого и синего очень отличаются только на цветной фотографии. Но стоит перевести изображение в черно-белое и цвета сливаются между собой из-за одинаковой тональной передачи, теряется контраст, изображение становится плоским (фу-фу-фу!). Изначально в эпоху пленочных аппаратов, красный, оранжевый и желтый в ч/б выглядели черными, а голубой становился белым. Но среди производителей фотоматериалов встречались профессионалы, не лишенные эстетического вкуса. Благодаря этому вскоре появилась ортохроматическая пленка, которая отличалась повышенной чувствительностью к зеленой и желтой части спектра. Следом в продажу вышла панхроматическая пленка с пониженной чувствительностью к голубым частям спектра. Далее стали доступны изопанхроматические фотоматериалы с большим успехом передающие на черно-белых фотографиях практически все цветовые оттенки.

Таким образом, если пленка справлялась с тональной подачей цветов, то цифровая фотография эту задачу не решает в принципе. Снимая осеннюю листву, зеленые и желтые листья будут одинаково серыми и, как вы понимаете, дело не только в том, что снимок черно-белый. И здесь надо сказать, что в фотошопе не всегда можно добиться эффекта, который дают цветные фильтры.

Красный светофильтр блокирует зеленый и синий, благодаря чему идентичные красному фильтру цвета становятся более насыщенными и так далее. Отсюда разница при конвертации в черно-белое изображение.

В каких случаях какие фильтры стоит применять, а когда недопустимо.

Как известно, на цветовом круге любой цвет и его дополняющий размещены друг напротив друга. Для синего цвета это желтый, а для зеленого — малиновый. Цвет аналогичный фильтру всегда будет светлее, чем в действительности, а дополняющий цвет — темнее. Благодаря этому повышается контраст в черно-белой фотографии. Надо понимать, что любой цвет фильтра решает исключительно свою задачу. Выделим те из них, которые чаще остальных используются для получения черно-белого изображения.

Синий фильтр

Синий (голубой) фильтр используется редко, потому что затемняет все цвета и контрастность падает. С другой стороны, это может быть художественный прием, добавляющий в некоторых случаях таинственности за счет усиления тона неба. Например, при съемке ранним утром, чтобы сделать акцент на лучах в дымке и тумане.

В портретной фотографии использовать синий фильтр неприемлемо, поскольку мельчайшие пятна на коже обострятся, а вот светло-голубой фильтр станет идеальным решением для исправления спектра искусственного света, где преобладают желто-красные оттенки. Тон кожи при дневном освещении будет выгодно затемнен.

В целом, синий фильтр может быть незаменим, когда предмет съемки имеет важные детали определенных цветов.

Желтый фильтр

Желтый фильтр в некотором роде универсален и годится для разноплановой съемки. Отчасти потому, что оказывает умеренное влияние на картинку, подчеркивает мягкие, теплые тона, едва затемняет небо, слегка прорабатывает облака, усиливает желтые, оранжевые и красные тона, повышает контраст при съемке листвы, делает ее более различимой, создавая плавный переход между зелеными тонами, насыщает пейзажную фотографию естественной четкостью.

При съемке портрета желтый фильтр выгодно подчеркивает контур губ, осветляет цвет волос, приятно передает тона кожи, добавляя ей мягкий оттенок при дневном освещении, приглушает тон веснушек, скрывает нежелательные цветовые пятна на лице модели за счет меньшей выразительности, которой легче добиться при помощи зеленого фильтра.

Темно-желтый фильтр подчеркивает фактуру снега и песка. Губы становятся более светлыми, а глаза темными.

Зеленый фильтр

С помощью зеленого фильтра можно смелее подчеркнуть тон кожи и губ, например, когда на губах яркая помада или есть необходимость выделить веснушки. То есть следует подходить к процессу с пониманием дела и стараться не перебарщивать.

В пейзажной фотографии предпочтительно использование зеленого фильтра, чтобы выделить на черно-белом изображении зеленую палитру во всем ее многообразии, наполнить оттенками темные тона. Голубое небо, при этом, важно не загнать в белое пятно, потому что оно будет выглядеть светлее. Мне нравится желто-зеленый смешанный фильтр, благодаря которому легко отделить оттенки зеленого при съемке весеннего пейзажа.

*Надо заметить, что желто-зеленый фильтр задерживает фиолетовый цвет, а потому применяется для блокирования ультрафиолета.

Красный фильтр

Наиболее сильным по степени воздействия, контрастности, создания экспрессивной окраски, искажения действительности можно назвать красный фильтр, который тесно сообщается с голубым, отчего небо становится черным, а облака заметно выделяются на этом фоне, добавляя изображению драматизма. Лучше всего использовать красный фильтр для экспериментов, при съемке красного, например цветов, чтобы они отличались от зеленой листвы.

*Если вы знакомы с инфракрасной съемкой, то этот эффект практически идентичен.

prophotos-ru.livejournal.com

Светофильтры для цветной фотографии

Диффузионные фильтры  изготавливают с различной степенью рассеивания для смягчения жесткого рисунка, особенно часто применяются при портретной съемке для придания таинственного ореола или для визуального уменьшения возраста, поскольку фильтр маскирует мелкие мимические морщинки, также хорош при съемке вечерних пейзажей и в других случаях. Маркировка А означает меньшую степень рассеивания, чем B. Туманные фильтры  бывают сплошными, ступенчатыми или оттененными. Используются для создания эффекта тумана, для смягчения светового рисунка, рассеивания света.

Конверсионные светофильтры  корректируют цветовой баланс, что позволяет расширить диапазон условий съемок для стандартных пленок, сбалансированных для нормальных условий, т. е. привести нестандартные условия освещения к условно стандартным. Конверсионные фильтры серии 81 понижают цветовую температуру, уменьшая количество лучей голубой части спектра, что весьма полезно при съемке в пасмурные дни или при необходимости сделать более теплыми телесные цвета. Серия 81 состоит из 3 фильтров, они различаются по интенсивности оказываемого действия:- 81А — наименьший эффект;- 81В и 81С — наибольший эффект.Также в этом классе фильтров есть и другие конверсионные светофильтры, например Kenko FL-W, он предназначен для устранения зеленоватого оттенка от ламп дневного света (флуоресцентного освещения), также может быть весьма полезен при съемке ночью.

Цветные светофильтры.  Мы уже знаем, что такие фильтры используются в черно-белой фотографии, но и в цветной фотографии данные фильтры занимают не последнее место и активно применяются фотографами для создания различных интересных графических или цветовых эффектов. Из всего многообразия таких фильтров выделяются по частоте своего использования Sepia и оранжевый светофильтр. Фильтр сепии создает эффект съемки на цветные фотоматериалы второй половины прошлого столетия, приятный легкий коричневый окрас добавляет любым сюжетам определенный ретроколорит, который трудно воспроизвести другими средствами.

Очень интересно применение оранжевого фильтра, в отличие от черно-белой фотографии. Данный фильтр чаще всего применяют для того, чтобы имитировать закатное освещение, иногда даже в том месте, где невозможно увидеть его. Это бывает весьма полезно в туристической поездке, когда гид вам рассказывает о том, как прекрасно тот или иной замок выглядит в лучах закатного освещения. Вы, в отличие от своих коллег, сможете домой привезти снимок именно с тем видом, про который будет рассказывать ваш гид, достаточно будет снять его с использованием оранжевого светофильтра. Также этот фильтр можно с успехом применять при съемке против солнца контурных объектов, вокруг каждого объекта будет создана «солнечная» градиентная заливка, которую, к сожалению, невозможно увидеть человеческим глазом, но можно передать на фотоснимке.Лучевые светофильтры  позволяют создать эффектные звездочки вокруг любого точечного источника света, попавшего в кадр.

Устройство таких фильтров весьма просто, на поверхности стекла вытравлены параллельные и перпендикулярные линии, которые украшают каждый источник света в кадре миниатюрной звездочкой (количество лучей звезд, как правило, указано в названии светофильтра и выбито на ободке светофильтра). Поскольку светофильтры состоят из двух стекол, то вращением ободка можно менять направление лучей звездочек. Сходные по устройству и действию сетчатые фильтры тоже широко используются фотографами, но в них вместо травления применяется просто сетчатая ткань, наклеенная на стеклянный диск. Легко могут быть замены приемом сильного диафрагмирования объектива.

Фильтры специальных эффектов.  Данные фильтры позволяют создавать неповторимые, запоминающиеся снимки, все дело в особой структуре оптического стекла. На поверхность этих фильтров могут быть нанесены различные насечки, рассеивающие свет канавки, мультипризмы, размножающие изображение, наклеены пленки, создающие звездный эффект, всевозможные насадочные линзы: полные, половинчатые, положительные и отрицательные (SplitField), с плоской вершиной (плоским окошечком или некоторые из них могут иметь даже отверстия).

Все то, что обычно вредит фотографии, в этом случае призвано создавать неповторимый художественный эффект. Учтите только один факт, что такие насадки в большинстве своем ведут к временному отказу системы фокусировки, снимать придется в ручном режиме.

Три фотофильтра, которые должен иметь каждый фотографКак вы уже поняли, фильтров великое множество и, отправляясь в дальнюю поездку, вы не возьмете их все, даже если очень захотите. Вы также не будете все время таскать в своем фотокофре все светофильтры. Хотя каждый раз рука тянется взять и тот, и другой фильтр, практика съемки вносит коррективы. Большинство фильтров вы так и проносите в сумке всю поездку ненужным грузом. Нет универсальных фотофильтров, но есть фильтры, которые существенно могут вам упростить жизнь. Всего их три. Именно они формируют вкус основных фотографических блюд, которые вы будете готовить с помощью своей фотокамеры. Назовем их:- фильтр номер один, всех времен и народов, поляризационный фильтр, универсальный, как швейцарский нож, простой и понятный, незаменимый исправитель пересвеченного неба, но и самый дорогой из фильтров;- UV или skylight — ультрафиолетовый фильтр — защитит вашу оптику, уберет излишнюю голубизну, уберет дымку при съемках в горах, легко может быть трансформирован в диффузный или эффектный фильтр;- оранжевый фильтр — фильтр, который придаст вашим снимкам яркое и теплое закатное настроение, усилит теплые закатные оттенки заходящего солнца.Почему в этот список не попал звездный фильтр? Его просто заменить диафрагмированием объектива. Почему туда не попали конверсионные фильтры? Проще взять пленку, сбалансированную на разную цветовую температуру, или хорошую вспышку, которая исправит все цветовые искажения. Почему в этот список не попали нейтральные и градиент-нейтральные фильтры? Применение таких фильтров требует специальной фотографической практики и большого опыта обычной съемки без фильтров, как и продвинутого экспонометрического оборудования, и обычно не используется в практике начинающего фотолюбителя.

www.fotkis.ru


Sititreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта